Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в числе основных принципов государственной политики в области образования провозглашает «приоритет жизни и здоровья человека» (ст.3 п.1.3) и устанавливает, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся» (ст.41 п.4) и «оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья» (ст.44 п.2).
Отсюда проблема - какие способы организации учебного и воспитательного процесса младших школьников обеспечат комфортные условия для их самореализации.
Цель - создание условий для успешной самореализации обучающихся при сохранении физического и психического здоровья.
Для достижения данной цели была изучена теоретическая база по рассматриваемой проблеме, проанализирован имеющийся педагогический опыт, подобрана и апробирована система методов и приемов, способствующих самореализации обучающихся при сохранении физического и психического здоровья и проведен мониторинг результативности по данной проблеме.
Изучив теоретическую базу и проанализировав имеющийся педагогический опыт по данной проблеме, я выделила следующие основополагающие принципы и выбрала способы их достижения.
Учебный процесс
Воспитательный процесс
1. Принцип комфортности
Сфера физического и психического здоровья
Здоровьесберегающие технологии
«Внедрение здоровьесберегающих технологий будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия» [2].
и
Организация проектно-исследователь-ской деятельности
«Проектная деятельность младших школьников направлена на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения цели деятельности, развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта и активизирует у них процесс самореализации» [1].
2. Принцип деятельности
Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.
3. Принцип творчества
Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности. Умение создать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем.
Реализация принципов комфортности, деятельности и творчества через использование здоровьесберегающих технологий и организацию проектно-исследовательской деятельности проходила в учебном и воспитательном процессах.
Остановлюсь на принципе комфортности. Принцип комфортности я рассматривала комплексно:
· сфера физического здоровья (создать комфортные условия для сохранения физического здоровья учащихся, мотивировать потребность учащихся в здоровом образе жизни);
· сфера психического здоровья (создать комфортные условия для психического развития учащихся).
I. Сфера физического здоровья
Режим учебной деятельности – один из главных факторов, способных сохранить физическое здоровье и предотвратить утомление организма. Поэтому расписание уроков я составляла согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении урока учитывала интенсивность умственной деятельности в ходе урока и критерии здоровьесбережения.
Остановлюсь на некоторых из них.
Не допустить состояния переутомления, гиподинамии мне помогли:
1. Физминутки
· На уроках регулярно проводила зарядку для глаз и физминутки с использованием офтальмотренажера Л.Г. Масько (методические рекомендации Базарного В.Ф.).
· Особое внимание уделяла физкультминуткам на уроках письма, делали упражнения для отдыха рук, в которые входил массаж рук и каждого пальчика.
· Снимать динамическое напряжение помогало сочетание парных и групповых, индивидуальных и фронтальных форм работы. Но если работа требовала длительного сохранения статической позы, то проводила физминутки, для снятия утомления с мышц туловища, для улучшения мозгового кровообращения, для мобилизации внимания.
2. Часть урока дети могли обучаться стоя. Выполнив задание, ученик вставал. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхал, а я могла ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей. Позу «стоя» я использовала ещё при работе в парах и группах.
3. Двигательную активность обучающихся обеспечивала ещё и за счет:
· организованных подвижных игр на переменах;
· внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
· самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
На сохранение и укрепление здоровье учащихся были направлены профилактические мероприятия с медицинским персоналом школы.
С целью повышения роли родителей в профилактической работе проводила:
1. Цикл бесед, лекций в том числе с привлечением специалистов.
2. Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления проблем, оценки работы.
3. Совместные мероприятия с детьми и родителями.
Мотивацией учащихся на здоровый образ жизни постоянно занималась на уроках и внеклассных мероприятиях.
Остановлюсь на спортивно-оздоровитель-ном направлении воспитательной работы.
Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.
Для этого были запланированы и проведены беседы, практические игры и занятия, разборы ситуаций, викторины, игры на свежем воздухе, а также мероприятия по ПДД и ПБ.
II. Сфера психического здоровья
Снять стрессообразующие факторы помогло создание благоприятной образовательной среды и психологического климата в учебном и воспитательном процессах.
Обучение первоклассников организовала в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиоло-гические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" и Письмом Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 «Рекомендациями по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
Для успешной адаптации первые учебные дни проводила по программе Г.А. Цукермана «Ведение в школьную жизнь» и использовала в работе чтение и обсуждение с детьми сказок для школьной адаптации из книги «Лесная школа» М.А. Панфиловой.
Для родителей провела собрание «Первый раз в первый класс: адаптация первоклассников к школе» и изготовила для них памятки с полезными советами. При подготовке использовала книгу Е.Н. Корнеевой «Ох уж эти первоклашки!..».
В 1 классе и первой четверти 2 класса нашей школы - безотметочное обучение, это способствовало более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении умений, я заносила в «Листы учета и контроля».
Освоенные навыки отмечала в них с помощью кружков разного цвета:
· зеленый - ученик самостоятельно, правильно выполняет задания,
· желтый – ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить самостоятельно,
· красный – ученик не усвоил большей или существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки.
В «Листах учета и контроля» фиксировали текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
В конце темы (раздела, этапа обучения) проводила работу, направленную на проверку сформированности необходимых навыков.
Результаты выполнения подобных работ заносили в специальные «Листы учета и контроля» (тематические, рубежные, итоговые и т.д.)
«Листы индивидуальных достижений учащихся», составленные мною в соответствии с требованиями к подготовке младших школьников по предметам, заполняла 1 раз в четверть (использовала те же условные обозначения).
Взаимоотношения: учитель - ученик и ученик - ученик формировала в учебном процессе. На страницах учебников УМК «Начальная школа XXI века» достаточно материала для развития активности, заинтересованности, сотрудничества, дружелюбия. Особенно богаты уроки литературного чтения и окружающего мира.
На создание благоприятного психологического климата оказало влияние духовно-нравственное направление воспитательной работы.
Цель: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Для этого я проводила ролевые, практические и учебные игры, беседы, разборы ситуаций. Мы читали и обсуждали произведения В. Осеевой о поступках детей.
Снять эмоциональное напряжение помогали шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
Для расслабления (релаксации) проводила дыхательные упражнения.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе помогло сохранению и повышению работоспособности, предотвращению перегрузки, созданию благоприятного психологического климата, формированию навыков безопасного поведения и стойкой внутренней мотивации на здоровый образ жизни.
Удалось сохранить уровень здоровья.
Систематическая работа дала положительные результаты. Дети успешно прошли процесс адаптации в 1 классе.
У учащихся изменилось отношение к здоровому образу жизни: при выявлении приоритетных ценностей, на первое место поставили ум, на второе – здоровье.
Увеличилось количество детей, занимающихся в спортивных кружках и секциях. Ребята принимали активное участие в спортивных мероприятиях. Несколько раз присуждалась номинация «Самый спортивный класс».
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий представила на педагогическом консилиуме для учителей 1-х классов «Особенности организации учебного процесса в 1 классе», на заседании профессионального объединения учителей начальных классов «Урок как основная форма реализации требований ФГОС НОО».
Библиографический список
1. Маслов П. А. Проектная деятельность как условие самореализации младших школьников на уроках технологии /ПА Маслов // Духовно-нравственное воспитание в пространстве современного образования материалы регион науч-практ конф. Волгоград, 26 апр. 2007 г - Волгоград Изд-во ВГИПК РО, 2007. - Вып 5, - С 240-245 (Макаренковские педагогические чтения)
2. Эффективность здоровьесберегающих технологий в образовательной среде: Материалы III региональной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009. – 160 с.
Сведения об авторе
Шиляева Ольга Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 им. Героя Советского Союза В.С. Маркова, Россия, Свердловская область, г. Серов.
Отсюда проблема - какие способы организации учебного и воспитательного процесса младших школьников обеспечат комфортные условия для их самореализации.
Цель - создание условий для успешной самореализации обучающихся при сохранении физического и психического здоровья.
Для достижения данной цели была изучена теоретическая база по рассматриваемой проблеме, проанализирован имеющийся педагогический опыт, подобрана и апробирована система методов и приемов, способствующих самореализации обучающихся при сохранении физического и психического здоровья и проведен мониторинг результативности по данной проблеме.
Изучив теоретическую базу и проанализировав имеющийся педагогический опыт по данной проблеме, я выделила следующие основополагающие принципы и выбрала способы их достижения.
Учебный процесс
Воспитательный процесс
1. Принцип комфортности
Сфера физического и психического здоровья
Здоровьесберегающие технологии
«Внедрение здоровьесберегающих технологий будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия» [2].
и
Организация проектно-исследователь-ской деятельности
«Проектная деятельность младших школьников направлена на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения цели деятельности, развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта и активизирует у них процесс самореализации» [1].
2. Принцип деятельности
Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.
3. Принцип творчества
Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности. Умение создать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем.
Реализация принципов комфортности, деятельности и творчества через использование здоровьесберегающих технологий и организацию проектно-исследовательской деятельности проходила в учебном и воспитательном процессах.
Остановлюсь на принципе комфортности. Принцип комфортности я рассматривала комплексно:
· сфера физического здоровья (создать комфортные условия для сохранения физического здоровья учащихся, мотивировать потребность учащихся в здоровом образе жизни);
· сфера психического здоровья (создать комфортные условия для психического развития учащихся).
I. Сфера физического здоровья
Режим учебной деятельности – один из главных факторов, способных сохранить физическое здоровье и предотвратить утомление организма. Поэтому расписание уроков я составляла согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении урока учитывала интенсивность умственной деятельности в ходе урока и критерии здоровьесбережения.
Остановлюсь на некоторых из них.
Не допустить состояния переутомления, гиподинамии мне помогли:
1. Физминутки
· На уроках регулярно проводила зарядку для глаз и физминутки с использованием офтальмотренажера Л.Г. Масько (методические рекомендации Базарного В.Ф.).
· Особое внимание уделяла физкультминуткам на уроках письма, делали упражнения для отдыха рук, в которые входил массаж рук и каждого пальчика.
· Снимать динамическое напряжение помогало сочетание парных и групповых, индивидуальных и фронтальных форм работы. Но если работа требовала длительного сохранения статической позы, то проводила физминутки, для снятия утомления с мышц туловища, для улучшения мозгового кровообращения, для мобилизации внимания.
2. Часть урока дети могли обучаться стоя. Выполнив задание, ученик вставал. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхал, а я могла ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей. Позу «стоя» я использовала ещё при работе в парах и группах.
3. Двигательную активность обучающихся обеспечивала ещё и за счет:
· организованных подвижных игр на переменах;
· внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
· самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
На сохранение и укрепление здоровье учащихся были направлены профилактические мероприятия с медицинским персоналом школы.
С целью повышения роли родителей в профилактической работе проводила:
1. Цикл бесед, лекций в том числе с привлечением специалистов.
2. Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления проблем, оценки работы.
3. Совместные мероприятия с детьми и родителями.
Мотивацией учащихся на здоровый образ жизни постоянно занималась на уроках и внеклассных мероприятиях.
Остановлюсь на спортивно-оздоровитель-ном направлении воспитательной работы.
Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.
Для этого были запланированы и проведены беседы, практические игры и занятия, разборы ситуаций, викторины, игры на свежем воздухе, а также мероприятия по ПДД и ПБ.
II. Сфера психического здоровья
Снять стрессообразующие факторы помогло создание благоприятной образовательной среды и психологического климата в учебном и воспитательном процессах.
Обучение первоклассников организовала в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиоло-гические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" и Письмом Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 «Рекомендациями по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
Для успешной адаптации первые учебные дни проводила по программе Г.А. Цукермана «Ведение в школьную жизнь» и использовала в работе чтение и обсуждение с детьми сказок для школьной адаптации из книги «Лесная школа» М.А. Панфиловой.
Для родителей провела собрание «Первый раз в первый класс: адаптация первоклассников к школе» и изготовила для них памятки с полезными советами. При подготовке использовала книгу Е.Н. Корнеевой «Ох уж эти первоклашки!..».
В 1 классе и первой четверти 2 класса нашей школы - безотметочное обучение, это способствовало более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении умений, я заносила в «Листы учета и контроля».
Освоенные навыки отмечала в них с помощью кружков разного цвета:
· зеленый - ученик самостоятельно, правильно выполняет задания,
· желтый – ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить самостоятельно,
· красный – ученик не усвоил большей или существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки.
В «Листах учета и контроля» фиксировали текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
В конце темы (раздела, этапа обучения) проводила работу, направленную на проверку сформированности необходимых навыков.
Результаты выполнения подобных работ заносили в специальные «Листы учета и контроля» (тематические, рубежные, итоговые и т.д.)
«Листы индивидуальных достижений учащихся», составленные мною в соответствии с требованиями к подготовке младших школьников по предметам, заполняла 1 раз в четверть (использовала те же условные обозначения).
Взаимоотношения: учитель - ученик и ученик - ученик формировала в учебном процессе. На страницах учебников УМК «Начальная школа XXI века» достаточно материала для развития активности, заинтересованности, сотрудничества, дружелюбия. Особенно богаты уроки литературного чтения и окружающего мира.
На создание благоприятного психологического климата оказало влияние духовно-нравственное направление воспитательной работы.
Цель: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Для этого я проводила ролевые, практические и учебные игры, беседы, разборы ситуаций. Мы читали и обсуждали произведения В. Осеевой о поступках детей.
Снять эмоциональное напряжение помогали шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
Для расслабления (релаксации) проводила дыхательные упражнения.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе помогло сохранению и повышению работоспособности, предотвращению перегрузки, созданию благоприятного психологического климата, формированию навыков безопасного поведения и стойкой внутренней мотивации на здоровый образ жизни.
Удалось сохранить уровень здоровья.
Систематическая работа дала положительные результаты. Дети успешно прошли процесс адаптации в 1 классе.
У учащихся изменилось отношение к здоровому образу жизни: при выявлении приоритетных ценностей, на первое место поставили ум, на второе – здоровье.
Увеличилось количество детей, занимающихся в спортивных кружках и секциях. Ребята принимали активное участие в спортивных мероприятиях. Несколько раз присуждалась номинация «Самый спортивный класс».
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий представила на педагогическом консилиуме для учителей 1-х классов «Особенности организации учебного процесса в 1 классе», на заседании профессионального объединения учителей начальных классов «Урок как основная форма реализации требований ФГОС НОО».
Библиографический список
1. Маслов П. А. Проектная деятельность как условие самореализации младших школьников на уроках технологии /ПА Маслов // Духовно-нравственное воспитание в пространстве современного образования материалы регион науч-практ конф. Волгоград, 26 апр. 2007 г - Волгоград Изд-во ВГИПК РО, 2007. - Вып 5, - С 240-245 (Макаренковские педагогические чтения)
2. Эффективность здоровьесберегающих технологий в образовательной среде: Материалы III региональной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009. – 160 с.
Сведения об авторе
Шиляева Ольга Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 им. Героя Советского Союза В.С. Маркова, Россия, Свердловская область, г. Серов.