Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Шиляева О.В. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ СОХРАНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в числе основных принципов государственной политики в области образования провозглашает «приоритет жизни и здоровья человека» (ст.3 п.1.3) и устанавливает, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся» (ст.41 п.4) и «оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья» (ст.44 п.2).

Отсюда проблема - какие способы организации учебного и воспитательного процесса младших школьников обеспечат комфортные условия для их самореализации.

Цель - создание условий для успешной самореализации обучающихся при сохранении физического и психического здоровья.

Для достижения данной цели была изучена теоретическая база по рассматриваемой проблеме, проанализирован имеющийся педагогический опыт, подобрана и апробирована система методов и приемов, способствующих самореализации обучающихся при сохранении физического и психического здоровья и проведен мониторинг результативности по данной проблеме.

Изучив теоретическую базу и проанализировав имеющийся педагогический опыт по данной проблеме, я выделила следующие основополагающие принципы и выбрала способы их достижения.



Учебный процесс

Воспитательный процесс

1. Принцип комфортности

Сфера физического и психического здоровья

Здоровьесберегающие технологии

«Внедрение здоровьесберегающих технологий будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия» [2].

и

Организация проектно-исследователь-ской деятельности

«Проектная деятельность младших школьников направлена на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения цели деятельности, развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта и активизирует у них процесс самореализации» [1].

2. Принцип деятельности

Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.

3. Принцип творчества

Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности. Умение создать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем.



Реализация принципов комфортности, деятельности и творчества через использование здоровьесберегающих технологий и организацию проектно-исследовательской деятельности проходила в учебном и воспитательном процессах.

Остановлюсь на принципе комфортности. Принцип комфортности я рассматривала комплексно:

· сфера физического здоровья (создать комфортные условия для сохранения физического здоровья учащихся, мотивировать потребность учащихся в здоровом образе жизни);

· сфера психического здоровья (создать комфортные условия для психического развития учащихся).

I. Сфера физического здоровья

Режим учебной деятельности – один из главных факторов, способных сохранить физическое здоровье и предотвратить утомление организма. Поэтому расписание уроков я составляла согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

При составлении урока учитывала интенсивность умственной деятельности в ходе урока и критерии здоровьесбережения.

Остановлюсь на некоторых из них.

Не допустить состояния переутомления, гиподинамии мне помогли:

1. Физминутки

· На уроках регулярно проводила зарядку для глаз и физминутки с использованием офтальмотренажера Л.Г. Масько (методические рекомендации Базарного В.Ф.).

· Особое внимание уделяла физкультминуткам на уроках письма, делали упражнения для отдыха рук, в которые входил массаж рук и каждого пальчика.

· Снимать динамическое напряжение помогало сочетание парных и групповых, индивидуальных и фронтальных форм работы. Но если работа требовала длительного сохранения статической позы, то проводила физминутки, для снятия утомления с мышц туловища, для улучшения мозгового кровообращения, для мобилизации внимания.

2. Часть урока дети могли обучаться стоя. Выполнив задание, ученик вставал. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхал, а я могла ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей. Позу «стоя» я использовала ещё при работе в парах и группах.

3. Двигательную активность обучающихся обеспечивала ещё и за счет:

· организованных подвижных игр на переменах;

· внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

· самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

На сохранение и укрепление здоровье учащихся были направлены профилактические мероприятия с медицинским персоналом школы.

С целью повышения роли родителей в профилактической работе проводила:

1. Цикл бесед, лекций в том числе с привлечением специалистов.

2. Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления проблем, оценки работы.

3. Совместные мероприятия с детьми и родителями.

Мотивацией учащихся на здоровый образ жизни постоянно занималась на уроках и внеклассных мероприятиях.

Остановлюсь на спортивно-оздоровитель-ном направлении воспитательной работы.

Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.

Для этого были запланированы и проведены беседы, практические игры и занятия, разборы ситуаций, викторины, игры на свежем воздухе, а также мероприятия по ПДД и ПБ.

II. Сфера психического здоровья

Снять стрессообразующие факторы помогло создание благоприятной образовательной среды и психологического климата в учебном и воспитательном процессах.

Обучение первоклассников организовала в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиоло-гические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" и Письмом Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 «Рекомендациями по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Для успешной адаптации первые учебные дни проводила по программе Г.А. Цукермана «Ведение в школьную жизнь» и использовала в работе чтение и обсуждение с детьми сказок для школьной адаптации из книги «Лесная школа» М.А. Панфиловой.

Для родителей провела собрание «Первый раз в первый класс: адаптация первоклассников к школе» и изготовила для них памятки с полезными советами. При подготовке использовала книгу Е.Н. Корнеевой «Ох уж эти первоклашки!..».

В 1 классе и первой четверти 2 класса нашей школы - безотметочное обучение, это способствовало более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок.

Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении умений, я заносила в «Листы учета и контроля».

Освоенные навыки отмечала в них с помощью кружков разного цвета:

· зеленый - ученик самостоятельно, правильно выполняет задания,

· желтый – ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить самостоятельно,

· красный – ученик не усвоил большей или существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки.

В «Листах учета и контроля» фиксировали текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.

В конце темы (раздела, этапа обучения) проводила работу, направленную на проверку сформированности необходимых навыков.

Результаты выполнения подобных работ заносили в специальные «Листы учета и контроля» (тематические, рубежные, итоговые и т.д.)

«Листы индивидуальных достижений учащихся», составленные мною в соответствии с требованиями к подготовке младших школьников по предметам, заполняла 1 раз в четверть (использовала те же условные обозначения).

Взаимоотношения: учитель - ученик и ученик - ученик формировала в учебном процессе. На страницах учебников УМК «Начальная школа XXI века» достаточно материала для развития активности, заинтересованности, сотрудничества, дружелюбия. Особенно богаты уроки литературного чтения и окружающего мира.

На создание благоприятного психологического климата оказало влияние духовно-нравственное направление воспитательной работы.

Цель: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Для этого я проводила ролевые, практические и учебные игры, беседы, разборы ситуаций. Мы читали и обсуждали произведения В. Осеевой о поступках детей.

Снять эмоциональное напряжение помогали шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Для расслабления (релаксации) проводила дыхательные упражнения.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе помогло сохранению и повышению работоспособности, предотвращению перегрузки, созданию благоприятного психологического климата, формированию навыков безопасного поведения и стойкой внутренней мотивации на здоровый образ жизни.

Удалось сохранить уровень здоровья.

Систематическая работа дала положительные результаты. Дети успешно прошли процесс адаптации в 1 классе.

У учащихся изменилось отношение к здоровому образу жизни: при выявлении приоритетных ценностей, на первое место поставили ум, на второе – здоровье.

Увеличилось количество детей, занимающихся в спортивных кружках и секциях. Ребята принимали активное участие в спортивных мероприятиях. Несколько раз присуждалась номинация «Самый спортивный класс».

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий представила на педагогическом консилиуме для учителей 1-х классов «Особенности организации учебного процесса в 1 классе», на заседании профессионального объединения учителей начальных классов «Урок как основная форма реализации требований ФГОС НОО».

Библиографический список

1. Маслов П. А. Проектная деятельность как условие самореализации младших школьников на уроках технологии /ПА Маслов // Духовно-нравственное воспитание в пространстве современного образования материалы регион науч-практ конф. Волгоград, 26 апр. 2007 г - Волгоград Изд-во ВГИПК РО, 2007. - Вып 5, - С 240-245 (Макаренковские педагогические чтения)

2. Эффективность здоровьесберегающих технологий в образовательной среде: Материалы III региональной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009. – 160 с.

Сведения об авторе

Шиляева Ольга Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 им. Героя Советского Союза В.С. Маркова, Россия, Свердловская область, г. Серов.