учитель-дефектолог
МАДОУ "Детский сад 61" г. Сыктывкар
В настоящее время система образования современного общества обязывает соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности.
Статья 79 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», говорит о том, что «образовательная организация должна создать специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении».
Включение детей с особыми потребностями и создание специальных условий для них в образовательные организации становится реальной педагогической практикой. В психолого-педагогической литературе внедрение или включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательные организации трактуется как инклюзивное образование.
Инклюзивное или включенное образование – это понятие, которое используется для описания процесса образования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях. Базовой основой инклюзивного образования является философия, которая призвана исключить любую дискриминацию в отношении ребенка, определяет равное отношение ко всем людям, и формирует особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
«Инклюзивное образование - процесс развития образования, подразумевающий общедоступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями».
В соответствии с международными документами в системе образования Законодательство Российской Федерации рассматривает «принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья» – как для взрослых, так и для детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года) и в других нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Наиважнейшей ступенью совместного обучения и развития здоровых детей и детей с особыми потребностями является дошкольное образование. Прежде всего, это обусловлено тем, что именно в дошкольном образовании воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям с особыми потребностями. «Дети дошкольного возраста еще не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все».
Дошкольные организации, реализующие инклюзивное образование направлены на принципиально новые образовательные результаты.
Основная цель инклюзивных дошкольных организаций – предоставить всем детям возможность полноценной общественной жизни, активного участия в коллективе, тем самым предоставить полноценное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах общества.
Приоритетными задачами дошкольных организаций, реализующих инклюзивное образование, являются:
- создание образовательной среды, которая будет способствовать полноценному развитию ребенка;
- создание комфортного пространства для всех субъектов образовательного процесса;
- развитие толерантного сообщества не только родителей и социального, но и самих детей;
- создание в дошкольной организации такой педагогической системы, которая будет ориентирована на потребностях ребенка и его семьи. «Не ребенок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество»;
- организация образовательного процесса путем создания команды специалистов.
Следует отметить, что инклюзивная дошкольная организация реализует несколько образовательных программ дошкольного образования. Ее выбор будет зависеть от направленности группы в дошкольной организации:
1. В группах общеразвивающей направленности реализуется основная образовательная программа дошкольного образования;
2. В группах компенсирующей направленности реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
3. В группах оздоровительной направленности реализуется образовательная программа дошкольного образования, с реализацией комплекса санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;
4. В группах комбинированной направленности реализуется образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов так же в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В этих группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038 - «Российская газета», № 238, 23.10.2013).
Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетиче-ское развитие воспитанников.
Для обеспечения освоения обучающимися АОП может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций. Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ [35, с. 6].
Комплектование комбинированной группы осуществляется только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и только по заявлению родителей. Стоит отметить, что количество детей группы сокращается.
При приеме детей с ОВЗ, детей-инвалидов в дошкольные образовательные организации организация обязана обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.
В дошкольной организации, реализующей инклюзивное образование, возникает необходимость введения новых штатных единиц: учитель-дефектолог, логопед, социальный педагог, педагог-психолог и другие. Их наличие будет напрямую зависеть на воспитание, обучение и развитие детей с ОВЗ, детей-инвалидов, а также коррекция недостатков их физического и (или) психического развития.
Одним из важнейших условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников детского сада, где основным принципом является совместное принятие решений участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение.
Структура управления инклюзивным процессом будет строится на создании:
1) научно-методического совета ДОО;
2) психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО;
3) педагогического коллектива инклюзивной группы (воспитатели,
учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор, социальный педагог, педагоги дополнительного образования);
4) родительского комитета.
Научно-методический совет решает оперативные и стратегические задачи.
«Научно-методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОО, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов; осуществляет стратегическое планирование деятельности инклюзивного ДОО.
Психолого-педагогический консилиум создается для психолого-педагогической оценки уровня развития ребенка и определения способов реализации индивидуального образовательного маршрута, а также, для разработки индивидуальной образовательной программы и «оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОО».
Важная роль в инклюзивном детском саду отводится координатору по инклюзии. «Основная цель работы координатора – обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования».
Координатор по инклюзии должен создавать необходимые условия совместной работы коллектива ДОО и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе.
Цель работы педагогического коллектива – это «организация детско-взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека».
Основные направления деятельности педагогического коллектива:
– разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ;
– проведение анализа результатов психолого-педагогической диагностики всех детей группы;
– разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы;
– реализация, с опорой на решения ПМПК, действий по включению детей в группу в начале учебного года;
– планирование распорядка повседневных дел и занятий в группе;
– обсуждение и планирование действий по сотрудничеству и взаимодействию с родителями;
– планирование, организация и реализация событий и праздников;
– анализ экстренных ситуаций и организация действий по их разрешению [11, с. 32].
Основными принципами психологического сопровождения педагогического процесса и принципами инклюзивного образования в инклюзивных группах являются:
- учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций;
- приобщение детей с ОВЗ ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации;
- создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе;
- равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе образовательной программы;
- опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.
Результаты диагностики позволяют определить индивидуальную программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребенка. Деятельность педагогов инклюзивной группы заключается в следующем:
• «комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы». В данном случае комплексная оценка производится каждым специалистом с целью определения уровня сформированности навыков продуктивной деятельности, самообслуживания, развитие речевых и двигательных навыков, особенности контактов с другими детьми и взрослыми, познавательной сферы, проявления активности и самостоятельности, сферу интересов прочее.
Индивидуальная образовательная программа составляется на основе диагностических данных и рекомендаций специалистов ПМПК. Она строится с опорой на понимание причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития, сильные стороны ребенка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.
• диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Диагностика реализуется через анкетирование и беседу с родителями, с целью выявления интересов ребенка, развития навыков самообслуживания, интеллектуальных умений, особенностей поведения.
• планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
«Инклюзивный подход предполагает организацию социальных отношений воспитанников группы с учетом реализации возможностей каждого ее участника».
В общеразвивающем ДОО для всей группы детей предполагается единый режим дня, расписание занятий, меню. В инклюзивной группе возможности и интересы ребенка требуют другого организационного подхода.
Основой для составления расписания в такой группе изначально является индивидуальная образовательная программа ребенка с ООП. В нем в обязательном порядке должны присутствовать как индивидуальные, так и групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы.
Режим дня и недели в инклюзивной группе для разных детей может быть гибким.
«В процессе реализации образовательных программ необходимо помнить, что организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями ребенка с ООП».
• мониторинг инклюзивного образовательного процесса.
Цель мониторинга инклюзивного образовательного процесса – это оценка соответствия его деятельности целям, задачам и принципам инклюзивного образования.
В группе, реализующей инклюзивное образование, жизнедеятельность детей должна строится на уважении и интересе к личности каждого ребенка. Формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, умение поддерживать друг друга, формирование навыков саморегуляции и самообслуживания, развитие культуры общения и коммуникативных навыков, создание позитивного эмоционального настроя, развитие умений и навыков в игровой, познавательной, исследовательской деятельности и многие другие задачи являются первостепенными в социализации детей с ООП.
Образовательная деятельность должна охватывать не только организованную образовательную деятельность, но и режимные моменты, в ходе которых решаются все вышеперечисленные задачи.
«Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающей разным детям доступ к развитию их возможностей. Среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе выявления потребностей, особенностей развития и наблюдения за самостоятельными действиями, интересами детей».
Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы. Важной задачей методического обеспечения становится определение базовой программы.
В инклюзивном дошкольном учреждении создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом как образовательной программы, так и индивидуального образовательного плана.
Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей, составляющих группу.
Работа инклюзивных групп в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации. Содержание некоторых приказов и положений зависит от конкретных условий функционирования инклюзивных групп (количества групп, их видов, занятых в педагогическом процессе специалистов, режима работы групп).
Таким образом, включение детей с особыми образовательными потребностями и создание специальных условий для них ставит перед дошкольные организации принципиально новые образовательные результаты.
Основной целью инклюзивных дошкольных организаций является предоставление всем детям возможности полноценной общественной жизни, активного участия в коллективе, тем самым предоставление полноценного взаимодействия и заботу друг о друге.
На основании вышеизложенного, сегодня стало понятно, что дошкольная организация сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия воспитанников.