Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Денисенко Л.И. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Денисенко Л.И. Формирование базовых учебных действий и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.

Одной из важнейших задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) является формирование базовых учебных действий (далее – БУД).

Целью БУД является формирование основ учебной деятельности учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Достижение этой цели реализуется следующими задачами:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Итак, что же дают базовые учебные действия?

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне, а также обеспечивают успешность в обучении и готовность в дальнейшем к успешной трудовой деятельности.

К базовым учебным действиям относятся:

Личностные учебные действия, которые обеспечивают готовность ребёнка принять на себя роль ученика, успешно функционировать в этой роли и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

В МБОУ «Школа – интернат №8» предусмотрено формирование у обучающихся БУД в разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах. Направления такой работы представлены на рисунке

Формирование БУД обучающихся в учебной и внеурочной деятельности

В учебной

деятельности

(на уроках)

Во внеурочной

деятельности

(кружки, секции)

В рамках групповых и индивидуальных коррекционных занятий

На логопедических занятиях

На ритмике

На психомоторике

На протяжении всего периода обучения в начальной школе проводится целенаправленная работа по формированию БУД, особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень её сформированности и успешность обучения школьника.

Создаются такие педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью:

1. Организация положительной мотивации при развитии базовых учебных действий.

Развитие познавательного интереса осуществляется в процессе предметно-практической деятельности, которая даёт возможность понимать и усваивать сложный абстрактный материал на доступном уровне. Используется материал, который связан с потребностями обучающихся, с их личным опытом и семьи, а также имеет для школьников жизненное значение и представляет для них практическую ценность. Это позволяет пробудить у них стойкое желание и живой интерес. Использование дидактических игр, занимательных упражнений и современных технических средств способствуют формированию интеллектуальных интересов. В этих условиях школьники проявляют активность, повышается их работоспособность, выносливость. Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, познавательным и запоминающимся. Также поощряются усилия обучающихся, затраченные на выполнение задания, которые побуждают к дальнейшим успехам, отмечается даже малейшее продвижение вперед.

2.Использование алгоритмизации, с целью формирования и развития базовых учебных действий.

Для обучающихся с умственной отсталостью применение алгоритма работы является некоторой схемой или планом, помогающим закрепить в памяти действия, которые еще хорошо не усвоены. Краткие указания проще запомнить, и уже после многократного повторения у школьников возникает цепочка рассуждений. Использование алгоритмического подхода в процессе формирования БУД способствует выработке навыков, позволяющих в дальнейшем самостоятельно выполнять задание.

3.Формирование предпосылок для успешного развития БУД.

При формировании БУД выделяется предварительный этап, направленный на создание основы, особенно при обучении познавательным и регулятивным БУД. У детей с умственной отсталостью низкий уровень познавательных интересов, неумение анализировать и делать выводы, а также крайне бедный, слабо обобщенный жизненный опыт. Трудности, которые испытывают школьники, часто связаны с особенностями речевого развития: непонимание или недопонимание смысла слов и выражений, а также грамматических конструкций. Важными предпосылками для развития познавательных умений, являются подготовительные задания, направленные на понимание обучающимися предметного содержания. Начинается обучение с опорой на предметно - практическую деятельность, когда обучающиеся могут «проиграть» сюжет, заложенный в учебной задаче. Например, использование интерактивных технологий при обучении понимания текста арифметической задачи позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающиеся становятся активными субъектами.

4.Обеспечение метапредметного характера развития БУД.

Так как для закрепления сформированного БУД обучающиеся с умственной отсталостью нуждаются в разнообразных и многократных видах деятельности, поэтому в систему работы включаются интегрированные задания, требующие переноса общих учебных действий на различный учебный материал, на другие учебные предметы (чтение, русский язык, математика и др.), а также в окружающую жизнь.

5.Пооперационное формирование регулятивных и познавательных БУД.

Процесс формирования БУД осуществляется поэтапно, последовательно и идёт по пути от простых умений к сложным. Вначале формируется и фиксируется внимание на одних умениях, а потом – на других, которые уже сформированы и требуют усложнения. БУД формируются вначале под непосредственным руководством педагога, потом в коллективной деятельности с другими обучающимися, а затем – при некоторой самостоятельности. Формирование базовых учебных действий – процесс длительный, продолжающийся не только в начальной школе, но и в последующих классах.

6. Организация дифференцированного подхода.

Для успешного формирования БУД у обучающихся с умственной отсталостью определяются потенциальные возможности и способности каждого обучающегося, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учётом его психофизических особенностей, тяжести нарушения. При организации такой работы, используется дифференциация содержания учебных заданий по уровню трудности, по объему учебного материала, по степени самостоятельности обучающихся. При этом способы дифференциации могут сочетаться друг с другом. Осуществление дифференцированного подхода к обучающимся является одним из путей оптимизации учебного процесса по формированию БУД.

В каждом учебном предмете используется широкий арсенал методов и приемов для формирования БУД у обучающихся. При этом на начальных этапах обучения особое внимание уделяется формированию базовых регулятивных действий. К таким регулятивным БУД относятся умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), а также принимать цели, произвольно включаться в деятельность и следовать предложенному плану. По единым алгоритмам ученики младших классов ежедневно приучаются подготавливать к уроку свое рабочее место, ориентироваться в тетради и учебнике, правильно выбирать способы выполнения задания, планировать свои действия и многое другое. Учитывая, что для большинства обучающихся с умственной отсталостью характерен низкий уровень сформированности произвольной регуляции, а также недостаточное осознание требований ситуации школьного обучения, для формирования школьного поведения на первых этапах обучения используются методы стимулирования поведения (например, жетоны, подкрепление, награждение, одобрение, соревнование и т.д.) Эти методы оказываются особенно эффективными при работе с детьми с грубыми нарушениями целенаправленного поведения.

Для дальнейшего развития регулятивных умений, например, действовать по плану, используется такой прием, как составление плана уже выполненной работы. Это прием позволяет учащимся осознать, что задание следует всегда выполнять в определенной последовательности, и подготавливает основу для перехода к последующему этапу обучения – составлению плана предстоящей работы. После овладения школьниками умением составлять план выполненной работы можно рекомендовать обучать их умению работать по предложенному педагогом плану. В этом случае план вначале дается к знакомым, а затем и к новым заданиям. Обучение сопровождается объяснениями и демонстрациями рисунков, наглядно представляющих последовательность совершаемых действий.

Специальная коррекционно-воспитательная работа нужна для развития приемов и способов самоконтроля. Формирование самоконтроля зависит от уровня осмысленности совершаемых действий и способности сопоставить их результат с образцом. Таким образом, к условиям формирования самоконтроля у обучающегося относится понимание им цели совершаемого действия, а также сформированность у него следующих познавательных БУД: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; сравнивать и классифицировать на наглядном материале; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности и др. При этом педагог с помощью вопросов организует восприятие ребенка с целью привлечения внимания к дифференцирующим объект признакам.

Разнообразные методы и приемы формирования регулятивных и познавательных БУД (например, сравнение предметов, «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», «преднамеренные ошибки» и т.д., а также более предметных БУД – умений читать, писать, выполнять арифметические действия) на таких учебных предметах, как «Русский язык», «Чтение», «Математика» можно найти в соответствующих учебных пособиях для учителей по методикам преподавания этих предметов.

При проектировании каждого урока учителем определяются конкретные БУД, формирующиеся на разных этапах учебного занятия и продумываются учебные ситуации,

включающие учебный материал, методы и приемы организации деятельности учащихся, обеспечивающие формирование этих БУД.

Общий алгоритм проектирования учебного занятия может быть следующим:

1. Формулируются планируемые цель и задачи урока, связанные с формированием определенных БУД.

2. Отбираются задания на основе программы и тематического плана, а также определяется примерное время, необходимое детям для выполнения заданий (с учетом тех или иных видов работы).

3. Определяются основные учебные ситуации на уроке, обеспечивающих формирование БУД. Здесь должно быть продумано, что будут делать дети в каждой из этих учебных ситуаций (слушать, отвечать на вопросы, выполнять задание в рабочей тетради и т. д.), как часто будут меняться виды деятельности, какие формы работы будут использоваться (фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа).

4. Планируется, в какие моменты нужно организовать проверку, само- и взаимопроверку; наметить моменты оценки: когда, что, кого, кто, по каким критериям должны оценивать и пр.

5. Предусматриваются рефлексивные моменты на уроке: подведение итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр.

Комплексная диагностика сформированности БУД у обучающихся

Важнейшим показателем сформированности БУД и психического развития учащихся в целом является их обучаемость, т. е. то, как они поддаются обучению. Критерием обучаемости является объем и характер помощи, необходимых учащемуся для усвоения знаний или способов действий. Этот критерий указывает как на уровень ориентировки в задании, так и сформированность самоконтроля. Соответственно, с учетом объема и характера помощи взрослого, учитывается и показатель самостоятельности деятельности обучающегося, которая определяется путем учета количества работы, выполненной учащимся без помощи извне.

С учетом особенностей психического состояния, структуры дефекта детей с умственной отсталостью значимыми являются также показатели динамики психических процессов. Так, показатель темпа деятельности позволяет выяснить, с какой скоростью протекает у учащихся учебная деятельность: восприятие и осознание учебной информации, выполнение ручных операций и решение умственных задач. Перечисленные показатели отражают наиболее существенные стороны учебной деятельности, которые необходимо учитывать при организации

обучения детей с умственной отсталостью. При этом они также указывают на те объекты коррекционной работы, которые должны быть в центре внимания всех специалистов, участвующих в образовательном процессе. Поведение и деятельность учащихся оцениваются по системе показателей, характеризующих уровень сформированности видов БУД.

Для оценки сформированности каждого действия используется, следующая система оценки:

0б. – не научился, не проявил данное умение;

1б. – частично научился (демонстрирует умение только с помощью учителя)

2б – научился (но допускаются ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь)

3б. – в полной мере научился (демонстрирует в работе данное умение самостоятельно)

Оценивание обучающихся происходит в начале и в конце года по форме (см. Приложение). Оценка сформированности БУД осуществляться посредством метода наблюдения. Данные наблюдения по каждому обучающемуся заносятся в таблицу, форма которой представлена в приложении.

На основании сравнения показателей учитель делает вывод о динамике формирования БУД. Данные мониторинга заносятся в индивидуальный образовательный маршрут.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося (воспитанника), для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, самостоятельного, социализированного.

Приложение

Лист учёта достижений планируемых результатов: регулятивные Б УД

1д. кл.

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4кл.

1

Умеет принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;

2

Умеет контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

3

Умеет оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

4

Умеет фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

5

Умеет анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

6

Умеет осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

7

Понимает схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

8

Умеет проговаривать последовательность действий на уроке;

9

Умеет готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

10

Выполняет практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

11

Умеет следовать инструкции при выполнении учебных действий.

12

Умеет использовать речь взрослого как источник информации.

13

Умеет оценивать учебные действия.

14

Умеет планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

15

Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца.

16

Умение осуществлять контроль по результату и по процессу.

17

Умение оценивать правильность.

18

Умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

19

Умеет осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

20

Умеет сохранять заданную цель.

21

Умеет контролировать свою деятельность по результату.

Средний балл



Познавательные БУД

1

Понимает и объясняет условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки, схемы предложений и т.д.);

2

осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

3

сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией

4

отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений

5

проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и инсценировании

6

Проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, различать существенные и несущественные признаки;

7

Определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания

8

Выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку

9

осуществлять синтез как составление целого из частей;

10

Выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

11

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения;

12

Ориентироваться в материале на страницах учебника;

13

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Средний балл



Коммуникативные БУД

1

отвечать на вопросы учителя по теме урока;

2

создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;

3

слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

4

оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства

5

оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста

6

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

7

задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

8

уважительно вести диалог с товарищами.

Средний балл



Личностные результаты



Требования к результатам.

1 доп. кл

1 кл

2 кл.

3 кл.

4 кл

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

1

Знание и уважительное отношение к государственным символам России.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

2

Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (Различает «что я хочу» и «что я могу»).

3

Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения

4

Овладение навыками самообслуживания

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

5

Умение выстраивать добропорядочные отношения коллективе.

6

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

7

Самостоятельность и независимость в быту, знакомство с ТБ: обращение с электроприборами, правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми.

8

Знание правил поведения в школе, прав и обязанностей ученика

9

Позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности.

10

Понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

11

Умение ориентироваться в пространстве школы, расписании.

12

Наличие стремления участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

13

Знание правил коммуникации

14

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

15

Владение культурными формами выражения своих чувств

16

Способность обращаться за помощью

17

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации

18

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации

19

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

20

Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и бытового уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя сообразно этому пониманию (выбрать одежду, спланировать свои занятия в соответствии с сезоном и погодой, помыть грязные сапоги, и т.д.).

21

Наличие любознательности и наблюдательности, желание задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым деятельность.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

22

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях.

23

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса.

24

Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы.

25

Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника

26

Умение корректно привлечь к себе внимание

27

Умение отстраниться от нежелательного контакта

28

Умение выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

29

Восприятие важности учебы, любознательность и интерес к новому.

30

Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания

31

Ученик активно участвует в процессе обучения

32

Сформированность внутренней позиции школьника, мотивации учебной деятельности.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

33

Понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей;

34

Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональной отзывчивости и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране

35

Ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка поступков

Средний балл



Список литературы:

1. Алышева, Т.В. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках математики в соответствии с ФГОС / Т.В. Алышева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. –2015. –No 4. –С. 614–622.

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Министерство образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2017. –365 с.

3. Разработка программы формирования базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями: методические рекомендации / сост. Е.Б. Аксенова и др. –Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. –86 с.

4. СФГОС образования умственно отсталых обучающихся: доктор педагогических наук, профессор Ильина С.Ю., кандидат педагогических наук, доцент Вовк В.Н., кандидат педагогических наук, доцент Зарин А.П., доктор психологических наук, профессор Матасов Ю.Т., кандидат педагогических наук, доцент Антропов А.П. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.consultant.ru/search/?x=15&y=13&q=%D0%BF%D 1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B71599&where=main - Дата последнего обращения: 28.01.2021.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Министерство образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2017. –78 с.