Библиографическое описание:
Нихаенко Е.Ю. Формирование у младших школьников орфоэпических норм в процессе изучения частей речи на уроках русского языка // Современная начальная школа. 2022. № 8 (39). URL: httрs://filеs.s-bа.rи/риbl/рrimаrу-sсhооl/2022/39.рdf.
Авторы современных программа по русскому языку предполагают несколько более широкое знакомство детей в 1-м классе с орфоэпическими нормами. Объем усвоенных слов должен соответствовать объему словаря, данному в учебнике. Чтобы сделать орфоэпическую работу с трудными выражениями более привлекательной и интересной для учащихся, нужно разнообразить зрительный ряд - распреде лить такие слова по трехсложной таблице, где в первую колонку заносятся слова с ударением на первом слове, в последнюю - на последнем, а во вторую - посередине. Все слова по возможности также снабжаются соответству ющими рисунками. Они могут быть различными, однако будет лучше, если картинка вызывает прямую ассоциа цию со звуковым обликом слова, отсылает к предмету речи.
Трехчастное слоговое деление слов позволяет образно представить изучаемый материал и облегчить их правиль ное проговаривание.
Чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, можно организовать конкурс на лучшую ил люстрацию к словам, данным в картах. При выполнении задания и подведении итогов неизбежно создастся благо приятная языковая среда, в которой легче закрепляется навык правильного произношения слов. Лучшие работы - оригинально и эстетично выполненные - вывешиваются на стенд и сопровождают в дальнейшем уроки. Дух игры, соревновательности разнообразит обучение, внесет нотки необходимого творчества, импровизации.
Орфоэпические минутки востребованы на этапе по вторения материала, когда дети получают задания оз вучить данные в карте слова, составить с ними словосо четания и предложения, речевки, короткие стихи. Во время орфоэпических минуток на уроке с учащимися проводятся различные игры и упражнения, направлен ные на закрепление полученных знаний и навыков.
Игра «Переведи слово». Незаметно от класса несколь ко человек получают задание изобразить какое-либо сло во из карты. Задача остальных - расшифровать пласти ческий образ, сделать его «перевод» на русский язык, правильно произнести слово.
Игра «Озвучь слово». Учитель предлагает детям кар точки с разными словами, которые нужно правильно про изнести.
Игра «Придумай историю». Устно по одному или в живой цепочке, составляя по предложению, в котором должно воспроизводиться то или иное слово из карты, школьники составляют небольшой законченный текст на определенную тему.
Таким образом, в 1-2-х классах начальной школы развивается речь ребенка, формируется внимание к род ному слову и закрепляется навык произносить его пра вильно.
Более высокий уровень освоения орфоэпических норм требуется от учащихся 3-4-х классов.
Работа в 3-4 классах по орфоэпии русского языка должна продолжаться и углубляться в соответствии с изменяющимися возрастными особенностями, потребно стями и интеллектуальными возможностями младших школьников. Подрастая, ребенок развивается: больше слушает, пишет, читает. Расширяется и объем слов, про изношение которых ему необходимо запомнить.
Визуализация ударного слога, соревновательная осно ва орфоэпических минуток на уроках, игры в освоении и закреплении нового материала получают дальнейшее раз витие. Необходимо опираться на те же учебно-воспитательные действия, что использовались годом или двумя ранее, расширяя и дополняя их.
Еще со второго класса орфоэпический словарь увели чивается. Работу по развитию навыков правильной поста новки ударения в указанных словах достаточно трудно организовать. Очень сложно детям запоминать все слова, ориентируясь по алфавитному списку, а их много. 27-30 – в учебнике Т.Г. Рамзаевой, до 12 – в других учеб никах. Когда нужно быстро найти трудное слово, прове рить себя – в этом случае словарь незаменим. Для актив ного развития и обогащения культуры звучащей речи необходимо пробудить интерес детей к закономерностям языка (Костомаров, 1999, 11).
Есть слова, ударение в которых падает на один и тот же слог. Грамматически они также близки. Как, напри мер, слова: километр, сантиметр
Или такие: звонить, звонит, звонят, включить, включит, повторить, повторит.
Нерационально располагать их по алфавиту, разделяя массой других слов с ударением в разных слогах. Орфоэ пически они родственны, подчиняются общим законам современного литературного произношения, в частности, здесь ударный суффикс инфинитива. Очевидно, что нуж но объединить такие слова в группы – по фонетической близости, тематически или по смысловой смежности. Так упорядочивается работа по усвоению норм языка, откры ваются возможности создания ассоциативных цепочек, помогающих визуально закрепить в сознании младших школьников звуковой облик слова. Способствует этому и систематическое обращение к трехсложной карте.
Особого внимания требуют глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа, а также прошедшего времени множественного числа. Как правило, в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа и в формах множественного числа ударение падает на первый слог, в глаголах прошедшего времени женского рода единственного числа - на после дний. Например, в глаголах типа дал, дали - дала; начал, начали - начала и др.
Распределяем подобные слова по соответствующим колонкам (в первую и третью соответственно) и рисуем в первой мальчишку и его друзей, в последнюю - девочку.
Сами дети, привыкшие к графическому запечатлению трудных для правильного произношения слов, однажды предложили слова щавель и портфель объединить с по мощью слова ель. «Она же похожа по звучанию на оба слова, как бы прорастает сквозь них!» Пришлось согла ситься с остроумными ребятишками, которые даже сти шок сочинили:
Там, где рос прекрасный щавЕль
И где Ваня свой оставил портфЕль,
Вдруг появилась зеленая Ель.
Таким образом, максимально визуализированный ма териал, закрепление рифмовкой способствуют активному запоминанию правильного звучания слов.
Вообще ритм, размер и рифма формируют и закрепля ют особенности правильного произношения. Значит, нуж но направить усилия по созданию орфоэпически безуко ризненной языковой среды на поиск таких строчек, четве ростиший из произведений различных поэтов.
Читая стихотворение вслух, невозможно выговаривать слова как-либо иначе, чем они звучат у автора. Так роди лось новое направление работы над орфоэпическим слова рем. Необходимо отыскивать в стихах строчки с теми сло вами, орфоэпия которых изучается на уроке.
Забавно стихотворение известного детского поэта:
Парикмахер через миг
Петю наголо остриг.
Голова его теперь
На арбуз похожа.
Только вышел он за дверь,
В дверь вошел Сережа...
Где тут Петя, где Сережа? С. Маршак
В контексте звучания произведения слово, имеющее диалектные варианты произнесения, выговаривается аб солютно верно.
Учиться можно и с улыбкой!
А вот отрывок из другого стихотворения, в котором совершенно правильно звучат морковь и свёкла, часто искажаемые в разговорной речи:
Лежат здесь окна на земле.
Блестят на солнце стекла.
Под ними лук растет в тепле,
Редис, морковь и свёкла.
Новый год. С. Маршак
Какое-либо другое произношение здесь нелепо и не возможно. Важно донести до школьников мысль, что упот ребление изучаемых слов в повседневной речи с другой постановкой ударения столь же неуместно.
Наверное, излишним будет запоминание всех стихов с правильными вариантами произношения. Можно изу чать орфоэпию трудных слов, находя подобные строчки самостоятельно, а затем зачитывая их вслух в классе во время проведения «орфоэпических минуток».
Не все изучаемые слова можно обнаружить в творче стве тех или иных детских поэтов. Учитель может зачитать их выразительно вслух или по ручить чтение школьникам.
Участие в конкурсе на лучшую иллюстрацию дополня ется поисковой деятельностью младших школьников по обнаружению в стихах орфоэпически сложных слов. Строч ки записываются на обороте соответствующей иллюстра ции либо карточки. За три удачных примера ученик полу чает «5», за два - «4», за один - «3». Если низкая оцен ка не удовлетворяет ребенка, ему предоставляются возможность и время продолжить начатую работу, «на копить» примеры из стихотворений.
Так стимулируется интерес к отечественной поэзии, воспитывается художественный вкус, создается благопри ятная речевая среда. Опыт показывает, что большинство детей с увлечением поддерживают идею учителя и ак тивно включаются в поиск.
Если вовремя рационально организовать самостоятель ную работу школьников, то неизменно расширятся пред ставления о системе языка и закономерностях его жизни, кругозор, повысится культурный и образовательный уров ни. И что немаловажно – формируются начальные ис следовательские навыки работы со значительным объе мом художественной литературы.
Некоторые строчки приводятся в пособии, поскольку сразу трудно сориентироваться в грандиозном мире по эзии. Работа с ними в классе может носить ознакомительно-иллюстративный характер, когда детям предла гается прочитать стихотворение и найти в них слова из орфоэпического словаря, сверить ударения. Даже самые слабые ученики, попадая в своеобразные «условия по эзии», - то есть читая с размеренным ритмом, соблю дая рифмовку, проговаривают их совершенно точно - именно так, как рекомендуется в словаре.
Постоянная экспозиция с иллюстрациями на стенде по полняется в течение учебного года строчками стихов, помо гает усвоить и закрепить изученное. К ней учитель обраща ется на орфоэпических минутках, если возникают какие-то спорные ситуации, когда нужно дополнительно закрепить правильное произношение того или иного слова.
Как правило, младшие школьники с удовольствием и много сочиняют сами. Можно предложить им написать подобные стихотворения, организовать орфоэпическую минутку-конкурс чтецов. Критерии высокой оценки: чис тота речи, соразмерность ритма, оригинальный сюжет, смысловая завершенность и, конечно, наличие орфоэпи чески трудных слов. Ребята с удовольствием сочиняют и читают потом стихи со словами, в которых сомнительное произношение в разговорной речи проясняется.
Пусть такие произведения детского творчества часто не отличаются высокими художественными достоинства ми. Всему нужно учиться! Наша основная задача - со здать благоприятную языковую среду, соответствующую нормативной. Во время проведения орфоэпических мину ток учитель имеет возможность обратиться к ребятам и вместе «довести» стихотворения, выбрать лучшее. По ито гам четверти, триместра, полугодия, года можно отбирать лучшие, устраивать выставки, конкурсы чтецов.
Достаточно сложно провести контроль знаний и навы ков по орфоэпии так, чтобы в ограниченное время охва тить как можно большее количество учащихся. Но это от части возможно, если использовать трехчастное деление слов (по картам, имеющимся у каждого). Классная доска делится на три колонки, как в картах. Три ученика полу чают одинаковые карточки с одним и тем же набором слов, которые нужно записать в ту или иную часть доски. Каж дый школьник отвечает за свою колонку, выписывая сло ва и проставляя ударение в них. В первую колонку вносят ся слова, ударение в которых падает на первый слог, во вторую - с ударением в середине слова, в третью - с уда рением на последний слог. На выполнение задания дается не более одной-полутора минут.
Остальные учащиеся контролируют выполнение зада ния, корректируют ошибки, активно включаясь в учеб ный процесс.
Дети очень любознательны, задают много вопросов, поэтому учителю всегда полезно знать, какие варианты произношения имеют данные в орфоэпических словари ках слова. В основном, ударение в них фиксированное, то есть, к примеру, во всех формах алфавит произносится одинаково: алфавитный, по алфавиту, об алфавите и т.п. В глаголах прошедшего времени среднего рода, как и в глаголах мужского рода единственного числа, ударение падает на первый слог, например: начало, ожило и пр.
Однако в учебниках встречаются слова с подвижным ударением:
далеко - далёко;
издалека - издалёка;
кружево - кружева, кружев, кружевам;
хвоя - хвоинка.
Необходимые справки и комментарии содержатся в орфоэпическом или словаре трудностей русского языка.
Нужно особо сказать про стилистические варианты. Иногда ударение указывает на устаревшее слово, например, ворота (совр.) - ворота, воротам (устар.); хвоя (совр.) - хвоя (устар.)
Часто такие варианты совпадают с диалектными. Их нужно уметь распознавать и избегать, при случае коррек тно исправлять речь детей.
Иногда поэты сознательно употребляют подобные сло ва, когда хотят создать исторический, сказочный анту раж, либо стремятся достичь комического эффекта, иро нии. У С.Я. Маршака в стихотворении «Приключения стола и стула» встречается:
Наступает темнота,
Запирают ворота.
Бьют на площади часы,
В переулках воют псы.
Неправильная, с точки зрения современных норм, ор фоэпия архаичного слова ворота служит нагнетанию та инственности, загадочности, необычности происходяще го. В строчках стихотворения слышится мрачноватое ды хание древности.
В «Ваксе-кляксе» того же автора есть такие строчки:
Кот опять затеял драку,
Но трусишку-забияку,
Разжиревшего кота
Увели за ворота.
А оттуда Коля с Васей
Проводили восвояси.
«За ворота» отправляют братья проказника-кота, на казывают забияку. Не шали, не делай плохо товарищу, - советует поэт, - это в итоге не приведет ни к чему хоро шему. Разговорный вариант помогает выразить комизм ситуации.
Когда детьми обнаруживаются подобные строки, те ряться не следует - нужно проанализировать стилисти ку произведения, раскрыть авторский замысел, показать выразительные возможности языка художественной ли тературы и тем самым обогатит знания школьников (Ладыженская, 1998).
Список литературы:
1. Бондаренко А.А., КаленчукМ.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя.-М.:Просвещение,1990.-144с.
2. Костомаров В.Г. Вопросы культуры речи в подготовке преподавателей-русистов//Теория и практика преподавания русского языка и литературы; «Роль преподавателя в процессе обучения».-М.,1999.-С.11.
3. ЛадыженскаяТ.А., Никольская Р.И. Детская риторика. В рассказах и картинках.- С-Инфо-БАЛЛАС-Москва.,-1998
4. Федоренко Л.П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами//Русский язык в школе. -1978.-№3.-С.47.
Нихаенко Е.Ю. Формирование у младших школьников орфоэпических норм в процессе изучения частей речи на уроках русского языка // Современная начальная школа. 2022. № 8 (39). URL: httрs://filеs.s-bа.rи/риbl/рrimаrу-sсhооl/2022/39.рdf.
Авторы современных программа по русскому языку предполагают несколько более широкое знакомство детей в 1-м классе с орфоэпическими нормами. Объем усвоенных слов должен соответствовать объему словаря, данному в учебнике. Чтобы сделать орфоэпическую работу с трудными выражениями более привлекательной и интересной для учащихся, нужно разнообразить зрительный ряд - распреде лить такие слова по трехсложной таблице, где в первую колонку заносятся слова с ударением на первом слове, в последнюю - на последнем, а во вторую - посередине. Все слова по возможности также снабжаются соответству ющими рисунками. Они могут быть различными, однако будет лучше, если картинка вызывает прямую ассоциа цию со звуковым обликом слова, отсылает к предмету речи.
Трехчастное слоговое деление слов позволяет образно представить изучаемый материал и облегчить их правиль ное проговаривание.
Чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, можно организовать конкурс на лучшую ил люстрацию к словам, данным в картах. При выполнении задания и подведении итогов неизбежно создастся благо приятная языковая среда, в которой легче закрепляется навык правильного произношения слов. Лучшие работы - оригинально и эстетично выполненные - вывешиваются на стенд и сопровождают в дальнейшем уроки. Дух игры, соревновательности разнообразит обучение, внесет нотки необходимого творчества, импровизации.
Орфоэпические минутки востребованы на этапе по вторения материала, когда дети получают задания оз вучить данные в карте слова, составить с ними словосо четания и предложения, речевки, короткие стихи. Во время орфоэпических минуток на уроке с учащимися проводятся различные игры и упражнения, направлен ные на закрепление полученных знаний и навыков.
Игра «Переведи слово». Незаметно от класса несколь ко человек получают задание изобразить какое-либо сло во из карты. Задача остальных - расшифровать пласти ческий образ, сделать его «перевод» на русский язык, правильно произнести слово.
Игра «Озвучь слово». Учитель предлагает детям кар точки с разными словами, которые нужно правильно про изнести.
Игра «Придумай историю». Устно по одному или в живой цепочке, составляя по предложению, в котором должно воспроизводиться то или иное слово из карты, школьники составляют небольшой законченный текст на определенную тему.
Таким образом, в 1-2-х классах начальной школы развивается речь ребенка, формируется внимание к род ному слову и закрепляется навык произносить его пра вильно.
Более высокий уровень освоения орфоэпических норм требуется от учащихся 3-4-х классов.
Работа в 3-4 классах по орфоэпии русского языка должна продолжаться и углубляться в соответствии с изменяющимися возрастными особенностями, потребно стями и интеллектуальными возможностями младших школьников. Подрастая, ребенок развивается: больше слушает, пишет, читает. Расширяется и объем слов, про изношение которых ему необходимо запомнить.
Визуализация ударного слога, соревновательная осно ва орфоэпических минуток на уроках, игры в освоении и закреплении нового материала получают дальнейшее раз витие. Необходимо опираться на те же учебно-воспитательные действия, что использовались годом или двумя ранее, расширяя и дополняя их.
Еще со второго класса орфоэпический словарь увели чивается. Работу по развитию навыков правильной поста новки ударения в указанных словах достаточно трудно организовать. Очень сложно детям запоминать все слова, ориентируясь по алфавитному списку, а их много. 27-30 – в учебнике Т.Г. Рамзаевой, до 12 – в других учеб никах. Когда нужно быстро найти трудное слово, прове рить себя – в этом случае словарь незаменим. Для актив ного развития и обогащения культуры звучащей речи необходимо пробудить интерес детей к закономерностям языка (Костомаров, 1999, 11).
Есть слова, ударение в которых падает на один и тот же слог. Грамматически они также близки. Как, напри мер, слова: километр, сантиметр
Или такие: звонить, звонит, звонят, включить, включит, повторить, повторит.
Нерационально располагать их по алфавиту, разделяя массой других слов с ударением в разных слогах. Орфоэ пически они родственны, подчиняются общим законам современного литературного произношения, в частности, здесь ударный суффикс инфинитива. Очевидно, что нуж но объединить такие слова в группы – по фонетической близости, тематически или по смысловой смежности. Так упорядочивается работа по усвоению норм языка, откры ваются возможности создания ассоциативных цепочек, помогающих визуально закрепить в сознании младших школьников звуковой облик слова. Способствует этому и систематическое обращение к трехсложной карте.
Особого внимания требуют глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа, а также прошедшего времени множественного числа. Как правило, в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа и в формах множественного числа ударение падает на первый слог, в глаголах прошедшего времени женского рода единственного числа - на после дний. Например, в глаголах типа дал, дали - дала; начал, начали - начала и др.
Распределяем подобные слова по соответствующим колонкам (в первую и третью соответственно) и рисуем в первой мальчишку и его друзей, в последнюю - девочку.
Сами дети, привыкшие к графическому запечатлению трудных для правильного произношения слов, однажды предложили слова щавель и портфель объединить с по мощью слова ель. «Она же похожа по звучанию на оба слова, как бы прорастает сквозь них!» Пришлось согла ситься с остроумными ребятишками, которые даже сти шок сочинили:
Там, где рос прекрасный щавЕль
И где Ваня свой оставил портфЕль,
Вдруг появилась зеленая Ель.
Таким образом, максимально визуализированный ма териал, закрепление рифмовкой способствуют активному запоминанию правильного звучания слов.
Вообще ритм, размер и рифма формируют и закрепля ют особенности правильного произношения. Значит, нуж но направить усилия по созданию орфоэпически безуко ризненной языковой среды на поиск таких строчек, четве ростиший из произведений различных поэтов.
Читая стихотворение вслух, невозможно выговаривать слова как-либо иначе, чем они звучат у автора. Так роди лось новое направление работы над орфоэпическим слова рем. Необходимо отыскивать в стихах строчки с теми сло вами, орфоэпия которых изучается на уроке.
Забавно стихотворение известного детского поэта:
Парикмахер через миг
Петю наголо остриг.
Голова его теперь
На арбуз похожа.
Только вышел он за дверь,
В дверь вошел Сережа...
Где тут Петя, где Сережа? С. Маршак
В контексте звучания произведения слово, имеющее диалектные варианты произнесения, выговаривается аб солютно верно.
Учиться можно и с улыбкой!
А вот отрывок из другого стихотворения, в котором совершенно правильно звучат морковь и свёкла, часто искажаемые в разговорной речи:
Лежат здесь окна на земле.
Блестят на солнце стекла.
Под ними лук растет в тепле,
Редис, морковь и свёкла.
Новый год. С. Маршак
Какое-либо другое произношение здесь нелепо и не возможно. Важно донести до школьников мысль, что упот ребление изучаемых слов в повседневной речи с другой постановкой ударения столь же неуместно.
Наверное, излишним будет запоминание всех стихов с правильными вариантами произношения. Можно изу чать орфоэпию трудных слов, находя подобные строчки самостоятельно, а затем зачитывая их вслух в классе во время проведения «орфоэпических минуток».
Не все изучаемые слова можно обнаружить в творче стве тех или иных детских поэтов. Учитель может зачитать их выразительно вслух или по ручить чтение школьникам.
Участие в конкурсе на лучшую иллюстрацию дополня ется поисковой деятельностью младших школьников по обнаружению в стихах орфоэпически сложных слов. Строч ки записываются на обороте соответствующей иллюстра ции либо карточки. За три удачных примера ученик полу чает «5», за два - «4», за один - «3». Если низкая оцен ка не удовлетворяет ребенка, ему предоставляются возможность и время продолжить начатую работу, «на копить» примеры из стихотворений.
Так стимулируется интерес к отечественной поэзии, воспитывается художественный вкус, создается благопри ятная речевая среда. Опыт показывает, что большинство детей с увлечением поддерживают идею учителя и ак тивно включаются в поиск.
Если вовремя рационально организовать самостоятель ную работу школьников, то неизменно расширятся пред ставления о системе языка и закономерностях его жизни, кругозор, повысится культурный и образовательный уров ни. И что немаловажно – формируются начальные ис следовательские навыки работы со значительным объе мом художественной литературы.
Некоторые строчки приводятся в пособии, поскольку сразу трудно сориентироваться в грандиозном мире по эзии. Работа с ними в классе может носить ознакомительно-иллюстративный характер, когда детям предла гается прочитать стихотворение и найти в них слова из орфоэпического словаря, сверить ударения. Даже самые слабые ученики, попадая в своеобразные «условия по эзии», - то есть читая с размеренным ритмом, соблю дая рифмовку, проговаривают их совершенно точно - именно так, как рекомендуется в словаре.
Постоянная экспозиция с иллюстрациями на стенде по полняется в течение учебного года строчками стихов, помо гает усвоить и закрепить изученное. К ней учитель обраща ется на орфоэпических минутках, если возникают какие-то спорные ситуации, когда нужно дополнительно закрепить правильное произношение того или иного слова.
Как правило, младшие школьники с удовольствием и много сочиняют сами. Можно предложить им написать подобные стихотворения, организовать орфоэпическую минутку-конкурс чтецов. Критерии высокой оценки: чис тота речи, соразмерность ритма, оригинальный сюжет, смысловая завершенность и, конечно, наличие орфоэпи чески трудных слов. Ребята с удовольствием сочиняют и читают потом стихи со словами, в которых сомнительное произношение в разговорной речи проясняется.
Пусть такие произведения детского творчества часто не отличаются высокими художественными достоинства ми. Всему нужно учиться! Наша основная задача - со здать благоприятную языковую среду, соответствующую нормативной. Во время проведения орфоэпических мину ток учитель имеет возможность обратиться к ребятам и вместе «довести» стихотворения, выбрать лучшее. По ито гам четверти, триместра, полугодия, года можно отбирать лучшие, устраивать выставки, конкурсы чтецов.
Достаточно сложно провести контроль знаний и навы ков по орфоэпии так, чтобы в ограниченное время охва тить как можно большее количество учащихся. Но это от части возможно, если использовать трехчастное деление слов (по картам, имеющимся у каждого). Классная доска делится на три колонки, как в картах. Три ученика полу чают одинаковые карточки с одним и тем же набором слов, которые нужно записать в ту или иную часть доски. Каж дый школьник отвечает за свою колонку, выписывая сло ва и проставляя ударение в них. В первую колонку вносят ся слова, ударение в которых падает на первый слог, во вторую - с ударением в середине слова, в третью - с уда рением на последний слог. На выполнение задания дается не более одной-полутора минут.
Остальные учащиеся контролируют выполнение зада ния, корректируют ошибки, активно включаясь в учеб ный процесс.
Дети очень любознательны, задают много вопросов, поэтому учителю всегда полезно знать, какие варианты произношения имеют данные в орфоэпических словари ках слова. В основном, ударение в них фиксированное, то есть, к примеру, во всех формах алфавит произносится одинаково: алфавитный, по алфавиту, об алфавите и т.п. В глаголах прошедшего времени среднего рода, как и в глаголах мужского рода единственного числа, ударение падает на первый слог, например: начало, ожило и пр.
Однако в учебниках встречаются слова с подвижным ударением:
далеко - далёко;
издалека - издалёка;
кружево - кружева, кружев, кружевам;
хвоя - хвоинка.
Необходимые справки и комментарии содержатся в орфоэпическом или словаре трудностей русского языка.
Нужно особо сказать про стилистические варианты. Иногда ударение указывает на устаревшее слово, например, ворота (совр.) - ворота, воротам (устар.); хвоя (совр.) - хвоя (устар.)
Часто такие варианты совпадают с диалектными. Их нужно уметь распознавать и избегать, при случае коррек тно исправлять речь детей.
Иногда поэты сознательно употребляют подобные сло ва, когда хотят создать исторический, сказочный анту раж, либо стремятся достичь комического эффекта, иро нии. У С.Я. Маршака в стихотворении «Приключения стола и стула» встречается:
Наступает темнота,
Запирают ворота.
Бьют на площади часы,
В переулках воют псы.
Неправильная, с точки зрения современных норм, ор фоэпия архаичного слова ворота служит нагнетанию та инственности, загадочности, необычности происходяще го. В строчках стихотворения слышится мрачноватое ды хание древности.
В «Ваксе-кляксе» того же автора есть такие строчки:
Кот опять затеял драку,
Но трусишку-забияку,
Разжиревшего кота
Увели за ворота.
А оттуда Коля с Васей
Проводили восвояси.
«За ворота» отправляют братья проказника-кота, на казывают забияку. Не шали, не делай плохо товарищу, - советует поэт, - это в итоге не приведет ни к чему хоро шему. Разговорный вариант помогает выразить комизм ситуации.
Когда детьми обнаруживаются подобные строки, те ряться не следует - нужно проанализировать стилисти ку произведения, раскрыть авторский замысел, показать выразительные возможности языка художественной ли тературы и тем самым обогатит знания школьников (Ладыженская, 1998).
Список литературы:
1. Бондаренко А.А., КаленчукМ.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя.-М.:Просвещение,1990.-144с.
2. Костомаров В.Г. Вопросы культуры речи в подготовке преподавателей-русистов//Теория и практика преподавания русского языка и литературы; «Роль преподавателя в процессе обучения».-М.,1999.-С.11.
3. ЛадыженскаяТ.А., Никольская Р.И. Детская риторика. В рассказах и картинках.- С-Инфо-БАЛЛАС-Москва.,-1998
4. Федоренко Л.П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами//Русский язык в школе. -1978.-№3.-С.47.