воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 5 «Березка» Чувашская Республика, г. Алатырь
Вид проекта: Познавательно- творческий
Участники: Дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель
Срок реализации проекта: 2 недели
Актуальность
Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народным календарям, народным творчеством. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.
Задачи:
· Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
· Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
· Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
· Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
· Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
· Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.
· Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
· Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
· Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
· Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.
Подготовительный этап:
Сбор информации по проекту;
Подборка художественной литературы;
Составление плана работы.
Основной этап:
Беседы: «Народные промыслы России»; «Обычаи и традиции русского народа»; «Русские народные игрушки»; «Русские народные музыкальные инструменты ».
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка: «Дымковская игрушка»
Аппликация:«Матрешки в хороводе»
Рисование: Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи; «В гостях у народных мастеров».
Сюжетно-ролевая игра:«Семья»;«К нам пришли гости».
Дидактические игры: «Разрезные картинки»;«Найди по тени»- Русская изба; «Укрась слово»; «Ручеек»; «Отгадай по звуку инструмент».
Народные подвижные игры на прогулке и малоподвижные игры в группе: «Каравай»; «Гори, гори ясно!»; «Ручеек»; «На горе-то калина»;«Горелки»; «Золотые ворота».
Восприятие художественной литературы: Рус. нар. сказки «Садко»; «Семь Симеонов- семь разбойников»; «Василиса Прекрасная»; «Иван царевич и Серый Волк»; «Мужик и медведь»; нанайская народная сказка «Айога»; скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, колыбельные.
Прослушивание русских народных песен: «Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная»; «Прилетите, жаворонки, к нам»; Песня «Русская матрешка» муз.З.Роот; Танец «Кадриль»; Обучение игре на ложках.
Разучивание хороводов «На горе то калина»,«Березонька», «Каравай»
Просмотр презентаций: Традиции и обычаи русского народа; Филимоновские игрушки; Сергиево-посадская матрешка
Образовательная деятельность:
Образовательная деятельность по развитию речи «Чтение былины «Садко»
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений «В гостях у матрешек»
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений «Дымковская игрушка »
Образовательная деятельность по рисование «Композиция с цветами и птицами»
Работа с родителями:
Консультации в родительский уголок: «Как приобщить ребенка к русской культуре»
Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки «Изделия декоративно-прикладного искусства»
Заключительный этап:
Развлечение «Путешествие в страну Фольклора»
Вывод:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления. Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
.Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.