Высшая школа делового администрирования
Конференции
Август 2023

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Рябинина Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы
МАОУ "СОШ № 48", г. Новоуральск

Сегодня только ленивый не говорит о планах России по возвращению в число лидеров в образовании, но, к сожалению, исходя из результатов международного исследования PISA, российские учащиеся не показывают высоких результатов функциональной грамотности. Почему? Каждый из коллег знает, что качество чтения современных школьников оставляет желать лучшего. В начальной школе до сих пор существует стереотип, будто грамотное чтение – это умение быстро читать. Скорость чтения, конечно, должна быть, но нельзя сводить умение читать к количеству слов в минуту. В средней и старшей школе возникает еще несколько рисков, мешающих формированию читательской грамотности: загруженность обучающихся (учебные планы объемны: уже в 5-7 классах обучающиеся заняты по 7 уроков в день), поэтому готовятся к урокам быстро, и распространенным становится чтение «по диагонали». Объемные художественные произведения часто изучаются в сокращении, а пересказ не позволяет понять авторскую позицию и приучает к формализму. В результате –ошибки в заданиях, требующих развернутых ответов. Поэтому так важно сформировать навыки читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Отсюда основная дидактическая задача учителя - научить детей понимать прочитанный текст.

Предложенный урок «Что такое смелость?» (по произведениям В.П. Крапивина) нацелен на формирование типа правильной читательской деятельности через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста В. Крапивина. Урок может быть использован при подготовке к написанию сочинения в формате ОГЭ на морально-нравственную тему или при работе с УМК В.Я. Коровиной в качестве урока внеклассного чтения после изучения «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

Цель: создать условия для деятельности учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения.

Задачи урока:

- обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;

- развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения; развивать умение строить суждение на конкретном материале; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; способствовать формированию четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие трусости как человеческого качества.

Планируемые результаты обучения

- Познавательные УУД: анализировать эпическое произведение (обобщать, доказывать, делать выводы); использовать смысловое чтение текста (с выделением всех видов текстовой информации);

- Коммуникативные УУД: излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

- Личностные УУД: оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осуществлять выбор жизненных позиций, соотнося свои поступки с поступками литературных героев.

ХОД УРОКА

I. Приветствие.

II. Работа с текстом

1. Первый этап /до чтения/ (5-8 минут)

Цель – предугадывание предстоящего чтения, мотивация к чтению.

А. Актуализация знаний

- Посмотрите внимательно, что объединяет все эти иллюстрации? (Дети рассматривают слайд с картинками, отмечают проявления смелости)

- Внимание! Внимание! Буран! Он разрушил планы учителя начать урок с зачитывания пословиц… Прошу помощи! Соберите пословицы. Чему они учат? (Детям предъявляется рассыпавшиеся пословицы, которые нужно собрать воедино: «Смелость города берет». «За правое дело стой смело». «Страху в глаза гляди — не смигни: смигнешь — пропадешь». «Смелого пуля боится». «Либо грудь в крестах, либо голова в кустах». «Не тот храбр, кто страха не знал, а тот храбр, кто страх побеждал». «Герой помирает один раз, а трус всю жизнь». «Кто смел, тот и на коня сел»).

- Догадайтесь, о чем пойдет сегодня речь.

Б. Антиципация (предвосхищение) чтения

- Вспомните, какое произведение изучили. Кто любимая героиня Пушкина? Смела ли она? Как отзывается о ней мать? Что смогла сделать Маша, чтобы добиться освобождения Петра?

- Рассмотрите выданный текст (Приложение 1). Он принадлежит перу уральского писателя Владислава Петровича Крапивина.

- Обратимся к названию повести. Что удивило в ней? Что хотите спросить? Можно ли предположить, кто будет главным героем? Каким вы его представляете?

- В каком предложении, по-вашему, содержится главная мысль?

- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Помогает ли она понять, каков главный герой? Какой будет наша цель?

- Какого человека можно назвать смелым? Что же такое смелость? Назовите антоним к слову смелость (Смелость - это бесстрашие, решительность, отсутствие трусости и т.п. - определения фиксируются детьми в кластерах при групповой работе).

В. Установка на беседу с автором

- А теперь давайте познакомимся с текстом, проверим наши предположения.

2. Второй этап /во время чтения/ (15 минут)

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

А. Первичное знакомство с текстом

- Прочитайте текст про себя. По ходу чтения подчеркивайте слова, словосочетания, которые помогут ярче представить себе образ

Б. Выявление первичного восприятия.

- Чему вы удивились?

- Как понимает смелость Владислав Крапивин? Почему так считаете?

В. Перечитывание (комментированное чтение и диалог с автором)

- Итак, давайте медленно перечитаем рассказ, побеседуем с автором и выясним, кто или что становится объектом интереса. (Учитель предварительно выделил в своем тексте места остановок во время чтения: краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации; вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором (В – вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения или обращение учителя к классу, побуждающее задать такой вопрос; О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору; П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы)

Г. Обобщающая беседа

- Ребята, прошу вас по ходу обсуждения вносить пометки в таблицу, которая лежит на столах (обучающиеся кратко заполняют таблицу «Изменения, происходящие с главным героем», внося туда названия эмоций, чувств героя и номера предложений, в которых они проявляются).

- Какое чувство испытывает герой при встрече с более сильными ребятами? Зачитайте предложения, в которых об этом говорится.

- Что происходит потом? На что решается Кирилл? В каких предложениях говорится об этом?

- Опишите, что испытывает главный герой в конце текста, докажите примерами.

- Подтвердились ли наши предположения о том, каким будет герой?

Вывод: Кирилл сумел перебороть страх, растерянность перед более сильными ребятами, потому что захотел отмстить за всех, над кем они издевались; к тому же он почувствовал поддержку от друга, который был намного слабее всех, но не испугался, а решительно кинулся на помощь.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА: Носом в воздухе написать слово, которое определяет главную черту характера героя. Учащиеся определяют слово «Смелость» / «Храбрость»

3. Третий этап /после чтения/ (10-15 минут)

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

А. Работа с заглавием и иллюстрацией.

- Давайте вернемся к заглавию. Предположите, почему повесть названа «Колыбельная для брата»? (Старший брат всегда является примером для подражания младшему. Какие качества будут переданы - зависит от Кирилла).

- Если бы вы были писателем, как бы вы озаглавили повесть?

- Еще раз рассмотрите иллюстрацию. Какой именно фрагмент текста изображен здесь? Удалось ли передать характерные особенности отрывка? Совпадает ли ваше видение с тем, что здесь изображено? Если бы вам предложили иллюстрировать рассказ, чтобы вы нарисовали?

Б. Беседа о личности писателя.

- Вы уже кое-что знаете о Владиславе Крапивине. Но я хочу рассказать о том, как он 2 июля 1961 года создал отряд «Каравелла». Детище его получилось таким интересным, что и по сей день подростки учатся здесь строить корабли, управлять яхтами, сражаться на шпагах, снимать кинофильмы, писать настоящие истории для газет и сайтов, а главное, ощущать жизнь в мире героев книг Крапивина.

- Прочитайте выдержки из Устава отряда «Каравелла».

5. Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня.

6. Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам.

7. Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость - это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги.

8. Я буду помнить, что, если в каком-то трудном деле, в борьбе один на один с опасностью или бедой я потерплю поражение, "Каравелла" придёт на помощь. Если победа не по силам "Каравелле", помогут её друзья.

- Как вы думаете, что помогает понять этот документ о В.П. Крапивине? Что ценил в людях писатель? Докажите (Смелость – это умение преодолевать свой страх. Это возможность сделать решительные поступки).

В. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту

- А что вы узнали о себе, читая этот рассказ? (Кто-то находит сходство, а кто-то понимает, что преодолеть страх сложно)

- Какое же определение смелости можем мы дать после прочтения отрывка? (К определению, данному детьми в кластерах, добавляется умение преодолеть страх, решительные поступки во имя других)

- Какие предложения будут являться доказательством этому определению?

Г. Творческое задание (групповая работа)

- 1 группа - составить синквейн о герое отрывка, 2 группа - ответить на вопрос «Почему у страха глаза велики», 3 группа («слабая») - вставить в текст с пропусками подходящие по смыслу слова. (Страх испытывают __________ люди. Полезное свойство страха в том, что он ______________ человека от опасности. Постоянную боязнь чего-либо называют ________. __________ называют человека, который умеет владеть собой перед лицом страха. Одним из способов преодоления страха является ________.

Для справок: все (не все), предупреждает (защищает, отвлекает), фобия (отчаяние, стресс), смелым (трусливым), реальный пример смелости (заплакать).

III. Подведение итогов, рефлексия (5-7 минут)

-Завершая урок, прошу заглянуть в «4 окошка»: объяснить, что такое смелость; обобщить авторскую идею; предположить, всегда ли нужно проявлять смелость; оценить свое отношение к страху.

IV. Дом. задание: на выбор учащихся

• Написать сочинение на тему «Какого человека можно считать смелым», взяв в качестве тезиса данные вами определение и аргументируя двумя примерами из текста В. Крапивина, привлекая жизненный опыт.

• Прочитать предложенные учителем отрывки из повестей «Болтик», «Первый шаг», рассказать одноклассникам, как герои проявляют/ не проявляют храбрость в этих отрывках.

• Найти высказывания выдающихся людей о храбрости, смелости.

• Найти примеры из жизненного опыта (своего, граждан нашей страны), отражающие проявление смелости.

• Проиллюстрировать отрывки из повести В. Крапивина «Колыбельная для брата».

Приложение 1

В.П. Крапивин «Колыбельная для брата» (отрывок)

(1) Подъём по дороге, ведущей к дому, был крутой. (2) Кирилл остановился, соскочил с седла и пошёл по тёплому асфальтовому тротуару, держа велосипед за руль. (3) Было безлюдно, цвели в придорожной канаве маленькие ромашки, и совсем по-летнему гудел в траве у деревянного забора шмель.

(4) До верха было ещё далеко, когда, раздвинув доски в заборе, навстречу Кириллу вышли Дыба и незнакомый парень. (5) Они встали на дороге.

(6) Кирилл вспомнил слова из песни про пять минут на решение и пять секунд на бросок. (7) Сейчас пяти минут не было. (8) Пяти секунд — тоже.

(9) Была, пожалуй, секунда, чтобы рывком развернуть велосипед и прыгнуть в седло. (10) Но в эту секунду Кирилл успел понять и решить многое. (11) Он почувствовал, что, если теперь спасётся бегством, всегда потом придётся бегать и прятаться. (12) И получится, что они с Дыбой одинаковы: если сильный, то король, а если слабее — поджимай хвост.

(13) Кирилл шагнул вперёд. (14) Дыба заухмылялся.

(15) — Поначалу все гордые... — сказал он.

(16) Его приятель растянул бледные губы. (17) Это, видимо, тоже была улыбка, но какая-то бесцветная. (18) Кирилл увидел тёмные щербатые зубы.

(19) Ещё он заметил, что у парня слезятся глаза, а лицо словно припорошено серой пылью. (20) «Насквозь, дурак, прокурен», — машинально подумал Кирилл.

(21) — Ну, ставь машину, поговорим, — небрежно предложил Дыба. — (22) Драпануть всё равно не успеешь.

(23) — Успел бы, если бы хотел! — сказал Кирилл и дёрнул руль, на который Дыба положил руку. (24) — Не цапай, я потом не отчищу.

(25) Он прислонил велосипед к забору.

(26) — Ну, чего надо?

(27) Они стояли в метре от него. (28) Дыбин приятель смотрел равнодушно, а Дыба всё ухмылялся. (29) Он хотел казаться обрадованным, но в ухмылке проскальзывало разочарование: пойманный Кирилл вёл себя не по правилам. (30) Потом Дыба перестал улыбаться и спросил:

(31) — Тебя, цыплёночек, когда-нибудь били? (32) По-настоящему?

(33) — Это по-бандитски, значит? (34) Как вы Чирка? — прищурившись, произнёс Кирилл.

(35) Дыба снисходительно разъяснил:

(36) — Не, Чирка мы для воспитания. (37) Чтобы слушался. (38) А как по-настоящему, сейчас узнаешь.

(39) Кирилл быстро глянул по сторонам: нет ли прохожих? (40) Было пусто.

(41) Но Кирилл не убежал. (42) Он не хотел бежать — нельзя! (43) Ему хотелось отомстить. (44) За всё... (45) За Чирка, за свою боль, за всех, над кем они издевались! (46) Отомстить за всех, кого они ещё могут обидеть, избить!

(47) …Бой был неравный: двое против одного. (48) Неизвестно, чем бы это всё закончилось: у Кирилла уже почти не осталось сил, хотя сдаваться он не собирался. (49) Но вдруг сквозь гудящую боль во всём теле он услышал далёкий тонкий голос:

(50) — Кир, держись! (51) Кир, я сейчас!

(52) Это летел на велосипеде маленький Митька-Маус. (53) Он не тормозил на спуске. (54) Наоборот, он так вертел педали, что коленки его мелькали на солнце, будто зайчики на жёлтых лопастях ветряка. (55) Он вцепился в руль одной рукой, а в другой, как палицу, поднял кривой тяжёлый сук, схваченный где-то по дороге.

(56) Услышав крик, Дыба с приятелем скрылись. (57) Видимо, они решили, что за горластым пацанёнком идёт подмога: им и в голову не могло прийти, что такой маленький парнишка осмелится броситься на помощь в одиночку. (58) Они же не знали, что вчера Кирилл и Митька договорились всегда заступаться друг за друга. (59) А дружба не боится страха. (по В. П. Крапивину)