Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

«Это же как в том фильме!..», или Массовый кинематограф в помощь

«Это же как в том фильме!..», или Массовый кинематограф в помощь
Интерес школьников к процессу учебы – это то, чего добиваются все учителя, прибегая к совершенно разным средствам и приёмам. Современные проблемы требуют современных решений, а современные школьники – нестандартных и оригинальных способов мотивации. В этом плане профессия педагога выходит далеко за рамки исключительно дидактических и воспитательных требований.
Хороший педагог сочетает в себе ещё и навыки, необходимые для других профессий, в особенности творческих. Иногда приходится быть настоящим артистом или актёром, чтобы привлечь учащихся к предмету речи манерой говорения и умением подавать информацию. Нужно быть «учёным», разбирающимся в смежных (а иногда и довольно далёких) научных областях, предметах, чтобы в нужный момент найти неожиданную аналогию или вызвать интерес у школьников, которые в этих предметах сильны. Артист, психолог, коуч, аналитик, критик – и это далеко не все грани педагогического ремесла.
Более того педагогу всегда приходится быть в курсе последних событий, в особенности в сфере культуры, отслеживать актуальные интересы подрастающего поколения, разбираться в том, что сейчас популярно, а что нет. Иными словами, идти в ногу со временем. Это позволяет сократить дистанцию между учителем и учеником, а также даёт преподавателю большую свободу действий в выборе механизмов и приёмов вовлечения учеников в предмет.
В одной из наших статей, посвящённой урокам литературы, мы уже писали о том, что новые знания необходимо подкреплять связью с современностью, с тем, что сейчас интересно школьникам. Материал, который можно соотнести с настоящим днём, для ученика будет, как минимум, понятен и интересен.
Осуществлять связь с современностью можно различными способами. В этой статье мы предлагаем обратиться к массовой культуре и, в частности, к кинематографу. Фильмы – это источник большого количества проиллюстрированных школьных знаний. Иллюстрации эти могут быть истинными, на половину правдивыми или вообще противоречить тем или иным законам и правилам, но подаваться так, что волей-неволей веришь картинке. В связи с этим отсылки к массовому кинематографу можно использовать в следующих целях:
  • Подтверждение. Конечно, художественное кино – это далеко не самый достоверный источник, но, тем не менее, это позволяет визуализировать определенные явления и ситуации, которые были изучены. У современных детей и подростков именно визуальный канал восприятия является одним из ведущих. Фразой «Это прямо как в том самом фильме про…» можно в один момент привлечь если не всю, то большую аудиторию класса, а визуализацией нужного кадра – тем более.
  • Сравнение и разоблачение. Фильмы часто нарушают логику вещей и в целях достижения нужного визуального эффекта пренебрегают законами мироустройства. Иными словами, в кинематографе можно найти много примеров, которые невозможны с научной точки зрения. Разоблачать такие «мифы» в кино – очень интересное занятие, которое поможет закрепить пройденный материал и научить ребят применять свои знания, аргументировать ими свою точку зрения.
  • Альтернатива. В фильмах могут демонстрироваться какие-либо альтернативные научные теории, которым в школьной программе не уделяют время, но их знания могут расширить картину мира учеников. Также подобные научные концепции или идеи можно сравнивать с официальными, с теми, которые преподносятся в школьных учебниках.
Как же именно можно использовать кинематограф в рамках конкретных школьных предметов? Мы привели несколько примеров, где элементы массовой культуры, отсылки к фильмам можно внедрить в образовательный процесс для увеличения заинтересованности учеников.
Химия
В качестве иллюстрации протекания различных химических реакций можно использовать фрагменты фильмов и сериалов с, так называемыми, «химическими ляпами». Ими изобилуют детективы, криминальные и научно-популярные картины. Несмотря на наличие экспертов-консультантов, действия химических реакций могут гиперболизироваться или показываться неправильно с целью создания наиболее эффектной картинки.
Например, «химические ляпы» можно найти в популярном сериале «Во все тяжкие», главным героем которого является учитель химии. Во 2 серии 1 сезона был показан эпизод, в котором плавиковая кислота (HF) растворила дно ванны и разъела под ней пол. Если дно ванны (будь она, например, керамической, чугунной) кислота действительно могла разрушить, то всё остальное (пол, межэтажное перекрытие, поскольку ванная находилась на втором этаже) – почти невозможно.
В сериале же показано, что плавиковая кислота разъела ещё пол нижнего этажа, дойдя до подвала (причём достаточно стремительно), что является, мягко говоря, сильным преувеличением. Без добавления других химических реагентов подобного эффекта с помощью названной кислоты не достичь, поскольку она, на самом деле, считается довольно слабой, но при этом довольно агрессивной и очень опасной для человека.
Реакции с плавиковой кислотой и спецификой их протекания могут быть актуальны и для некоторых заданий в ЕГЭ по химии. Поэтому разбор «химического ляпа» будет иметь и практическое значение. Разумеется, это не единственный пример искажения химической реакции из сериала – за 6 сезонов их накопилось достаточно много, и некоторые из них можно рассмотреть с учениками.
Физика
Физики в нашей жизни куда больше, чем кажется на первый взгляд. Вероятно, поэтому пренебрежения некоторыми физическими правилами и законами в кино часто нами не замечаются. А вместе с тем «физических ляпов» в фильмах ничуть не меньше!
Подобное часто встречается в динамичных экшн-картинах. Например, «физическими ляпами» грешат почти все части «Форсажа». Так, в одной из частей персонаж фильма умудряется выжить и не получить никаких ушибов при падении плашмя в воду с высоты 200 метров. Создатели фильма и сценаристы не учли поверхностное натяжение воды и большую высоту, в результате которых подобное падение может, мягко говоря, сильно травмировать человека (и здесь речь идёт не о количестве ушибов, а о количестве переломов).
Одним из популярных клише остросюжетных картин со сценами погони на машинах, является эпизод, когда автомобиль на большой скорости перелетает какой-либо обрыв, разрушенный мост и прочие подобные пустоты. Такое, например, можно увидеть в фильме «Скорость» 1994 года. В одной из сцен целый автобус (отнюдь не пустой!) на скорости 110 км/час перелетает с одной части разрушенного моста на другую. Части моста находятся на одном уровне, а потому автобус должен был упасть в проём уже на первом-втором метре, а длина «дыры» в мосту, по фильму, составляла целых 15. Даже при наличии трамплина позитивный исход, показанный в фильме, вряд ли возможен, поскольку скорости в 110 км/час недостаточно, а действие силы притяжения никто не отменял.
В самом конце 11 класса обзорно проходят квантовую физику, которая очень сложна для восприятия, поскольку здесь ученики впервые сталкиваются с идеей дуализма частиц. Для кинематографистов же идеи квантовой физики – непаханое поле для создания фантастических историй, поскольку в рамках этого раздела физики гипотетически возможны перемещения в пространстве и времени.
Одним из известных сериалов на эту тему является немецкий сериал «Тьма», который, к счастью, очень скрупулёзно и логично подходит именно к физической стороне событий, не игнорируя большое количество парадоксов квантовой механики. В заключительной серии 3 сезона сериал даже объясняет некоторые из них на простом и понятном языке с запоминающейся визуализацией. Квантовая физика сама по себе является крайне сложной для восприятия, поэтому доступные визуальные объяснения некоторых парадоксов будут школьникам более понятны, а некоторые учащиеся могут даже заинтересоваться этим разделом физики.
Парадокс наблюдателя, эксперимент «Кот Шрёдингера» (кадр из сериала «Тьма»)
ОБЖ
Удивительные способности к выживанию и умение оставаться в целости и сохранности в самой небезопасной обстановке – то, что часто присуще киношным героям. В фильмах-катастрофах и остросюжетных динамичных картинах часто встречаются такие эпичные кадры: герои в слоу мо убегают от какого-то объекта, а за их спинами довольно близко происходит мощнейший взрыв. Но герои добегают до необходимой точки без единой царапины. В реальности такого произойти не может, потому что в ближайшие секунды беглецов попросту собьёт взрывной волной.
По такой же причине не совсем достоверны эпизоды из фильмов, где любопытные зеваки наблюдают за крупным взрывом, снимают случившееся на камеру, находясь на улице или рассматривая случившееся возле окон в квартирах. В жизни при подобной катастрофе ни в коем случае нельзя оставаться возле окон, потому что вскоре оно разрушится взрывной волной, а осколки стекла могут серьезно травмировать человека.
Какие ещё существуют примеры? В фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» главный герой выжил при ядерном взрыве, спрятавшись в холодильник со свинцовым покрытием. Свинец действительно может спасти от радиации, однако его толщина при этом должна быть не менее 20 см. В фильме же – покрытие в несколько миллиметров. Плюс ко всему в действительности холодильников со свинцовым покрытием не выпускают, и если спрятаться в обычном холодильнике при ядерном взрыве, то внутри произойдёт колоссальный скачок температуры. Поэтому доктора Генри Индиану Джонса и сценаристов фильма лучше не слушать.
Иностранный язык
Кинофильмы для уроков иностранного языка – это дополнительный способ запоминания определённых слов, выражений, идиом. Подкрепление изученных фраз не только звуковой дорожкой, но и визуальными образами позволит закрепить в памяти и облик слов, и смысл, и ассоциации из фильмов. На просторах интернета есть большое количество уже готовых видеороликов, где, например, популярные и распространённые английские идиомы иллюстрируются кадрами с их произнесением из самых разных кинофильмов и сериалов.
Также отрывки из иностранного кино можно использовать для знакомства с различными диалектами. В школе изучают, обычно, классический британский, классический французский и т.д. Безусловно, эта база необходима, но, например, в старших классах ученики должны понимать, что даже с высоким уровнем владения классическим британским они не всегда смогут понять иностранцев.
Можно предложить ребятам посмотреть отрывок из фильма, в котором иностранец говорит на определённом диалекте, и попросить ребят перевести фразу или просто понять, что он сообщает; а после – сказать пару слов о самом диалекте. Это может замотивировать школьников углублённо заниматься иностранным языком.
Во французском языке различия в диалектах наиболее заметны, чем в английском. Учитель французского может показать отрывки из комедии Дэни Буна «Бобро пожаловать!», в котором встречаются жители очень отдаленных районов – южного Прованса и северного города Берг. В основном, комический эффект строится на слишком явном фонетическом различии нормативного французского и пикардского диалекта, который для французов-южан откровенно непонятен.
Литература
Кинематограф в контексте литературы может оказаться очень полезным. Во-первых, кино – это синкретический вид искусства, который в основе своей многое берёт от искусства слова. Во-вторых, существует огромное количество экранизаций классических произведений, которые входят в школьную программу и позволяют не просто визуализировать образы на бумаге, но и сравнить воплощение персонажей и писательских идей с тем, как это преподносится на экране.
Трансляция отрывков из экранизаций (в особенности, более современных) воздействует на один из ведущих каналов восприятия – визуальный – и позволяет более прочно зафиксировать материал в памяти. Так же использование видеоматериалов из фильмов можно превратить в творческое задание. За последние пару десятков лет наблюдается тенденция к повышенному интересу классической литературы в контексте экранизаций. Некоторые произведения отечественных писателей экранизировались не один раз.
Например, роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» экранизировался за всю историю отечественного кинематографа не менее 7 раз. Первая «история души человеческой» относится ещё к эпохе немого кино, а крайняя – это снятый в 2016 году фильм «Печорин». При изучении, к примеру, центральной фигуры романа на одном из занятий можно взять отрывки из нескольких фильмов, которые основываются на одном и том же эпизоде из книги, и показать их ученикам. Будет плюсом выбрать фильмы с большой временной дистанцией – старая советская экранизация и современный сериал.
Владимир Ивашов (фильм «Герой нашего времени» 1967 г.), Олег Даль (телеспектакль «Страницы журнала Печорина» 1975 г.), Игорь Петренко (сериал «Герой нашего времени» 2006-2007 гг.) в роли Григория Печорина.
Пусть дети, просмотрев фрагменты, выскажут своё мнение либо устно, либо оформят его письменно в виде сочинения-рассуждения, опираясь на такие примерные вопросы: какой актёр, по вашему мнению, оказался наиболее близок к литературному образу Печорина и почему? Что хорошо получилось изобразить у всех актёров? Что не получилось? Что в киновоплощении, по вашему мнению, не соответствует литературному герою? Что бы вам хотелось добавить?
Подобные сравнения литературных образов и киновоплощений можно осуществлять, разумеется, и в контексте других произведений. Больше всего, конечно, экранизируются классические произведения, входящие в программу 9-11 классов: «Преступление и наказание», «Война и мир», «Мастер и Маргарита», «Тихий Дон», «Отцы и дети» и т.д. Причем экранизируются отечественные тексты и зарубежными студиями, что позволит проанализировать то, как иностранцы видят и понимают русскую классическую литературу, далеко им не близкую.
История
Как кинематограф можно использовать на занятиях по истории? В рамках статьи мы говорим об игровом кино, поэтому использование документальных фильмов и роликов мы опустим, но будем их иметь в виду.
Исторические сюжеты часто становились и становятся основой для художественных фильмов. При этом важно понимать, что исторически достоверными кинокартины будут далеко не всегда, поскольку игровой кинематограф – это, прежде всего, художественное высказывание с большой долей вымысла и отражением авторской (режиссёрской) позиции. А потому художественные исторические фильмы всегда имеют какие-либо исторические неточности. Как раз-таки разбор этих исторических неточностей позволит разнообразить ход урока, а дети, противопоставляя историческую правду и художественный вымысел, охотнее запомнят материал.
В 8 классе в курсе истории проходят, например, восстание декабристов в рамках общественно-политического развития России в начале ХIХ века. В 2019 году был снят фильм «Союз спасения», в основу которого легли события 26 декабря 1825 года на Сенатской площади и развитие декабристского движения. Несмотря на заявление создателей картины об исторической достоверности, в фильме присутствует большое количество вольностей и исторических неточностей: от создания вымышленных персонажей до искажения хронологической последовательности событий.
В интернете на сегодняшний момент есть огромное количество статей, интервью с историками и видео-обзорами, в которых подробно разбираются исторические неточности фильма. Этот материал можно использовать во время изучения темы для привлечения интереса школьников, а также для развития в них критического мышления – всё-таки художественные кинокартины об исторических событиях довольно часто искажают факты.
Однако визуальная составляющая у того же «Союза Спасения» впечатляет – облик Петербурга ХIХ века, офицерские мундиры, одежда и быт того времени воссозданы с предельной точностью, поэтому в качестве иллюстрации внешнего облика декабристов и офицеров красочные кадры фильма более чем подойдут.
Кадр из фильма «Союз Спасения» (2019). Слева – Антон Шагин в образе Кондратия Рылеева
Как мы видим, массовый кинематограф оказывается полезным не только для школьных дисциплин, смежных с искусством кино (например, литература), но и для других предметов. Кадры из фильмов и сериалов можно использовать в качестве иллюстрации каких-либо явлений и процессов или «мифов», которые не соответствуют действительности и часто антинаучны. Поиск и разоблачение таких неточностей привлечёт внимание учащихся к теме занятия и обеспечит их активность.
Новости