Публикации

Мещерякова С.И. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Мещерякова С. И.
Исследовательская и проектная деятельность как форма работы с
одаренными детьми

Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить
подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в
высокоразвитой информационной среде.
Исходя из этой цели, перед школой, учителем ставятся следующие
задачи:
· помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволяют
расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно
осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить
оптимальный алгоритм обработки;
· способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
· создать условия для формирования у учащихся адекватной
самооценки;
· способствовать формированию коммуникабельности, умения
работать в команде.
Решение этих задач невозможно без использования эффективных
педагогических технологий. Одной из таких технологий для меня стал метод
проектов, относящийся к технологиям компетентностно - ориентированного
обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной
деятельности дало новые возможности в активизации познавательного интереса
учащихся, развития творческих способностей.
Проектная деятельность – одна из технологий воспитания
мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают
методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах,
исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не
потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают
самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт
творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем,
возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования
ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых
способов деятельности на основе уже известных.
Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором
проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не
доминирующей фигурой в учебном процессе.
Важная роль при подготовке проекта отводится этапу контроля, ребята
учатся презентовать свою продукцию, учатся отвечать на вопросы учащихся,
преподавателей, справляться со своим волнением во время выступления.
Все проекты являются учебными пособиями по различным предметным
областям (литература, русский язык, музыка, информатика, обществознание),
создаются в сотрудничестве с различными организациями.
В своей проектной деятельности творческий коллектив учащихся
выполняет проекты двух типов: монопроекты (в рамках одной предметной
области), межпредметные (интегрированные) проекты. Монопроекты –
индивидуальные, межпредметные (интегрированные) – групповые. На
выполнение проектов уходит от 2 месяцев до одного года.
Проект «Литературное краеведение» - один из любимых проектов моего
творческого коллектива. Это направление открывает учащимся прекрасное в
окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них
чувство любви к «малой родине». Литературное краеведение дает изучающим
материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе,
способствует развитию мыслительной активности учащихся, вызывает
устойчивый интерес к художественному слову.
Краеведческий материал становится предметом внимания учащихся не
только на уроках литературы, но и на внеклассных занятиях.
Чтобы работа по литературному краеведению была эффективной,
обогащала знания учащихся, необходимо спланировать ее так, чтобы были 
учтены интересы и запросы учеников, чем будет гарантировано их активное
участие в проведении намеченных мероприятий.
Содержание и формы этого проекта отличаются разнообразием
(компьютерные презентации, создание Web-сайтов, «проба пера», экскурсии,
интервьюирование, встречи с интересными людьми). И выход один: взять на
вооружение самое интересное, эффективное, полезное, действующее
благотворно на душу ученика.
Программа проекта «Литературное краеведение» направлена на
достижение следующих целей:
 воспитание духовно-развитой личности;
 формирование гуманистического мировоззрения, гражданского
сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родному краю, к
ценностям отечественной культуры;
 развитие информационной культуры учащихся.
В результате проектной деятельности нами создана исследовательская
работа: «Изучение творчества поэта-песенника Е. В. Чуфаровой как
литературное наследие Урала», которая в районной научно-исследовательской
конференции «Мир без границ» отмечена дипломом победителя.
Таким образом, применение проектной методики даёт результаты при
обучении и воспитании учащихся. Проектная методика является эффективной
инновационной технологией, позволяющей формировать самостоятельность
школьников, внутреннюю мотивацию учащихся, а также общее
интеллектуальное развитие.